О подготовке специалистов по туризму рассказала заведующая кафедрой гостиничного и туристического бизнеса ИЭУП, кандидат экономических наук, доцент Татьяна Игоревна Клименко в интервью на радиостанции ВестиFM (93.1FM).
- Татьяна Игоревна, расскажите о профессионалах турбизнеса. Где именно их готовят?
- Наверное, лучше поставить вопрос по иному – кто и как готовит таких профессионалов? Именно это важно! Ведь сегодня на первый план выходит именно практикоориентированое обучение. Стандарты нового поколения требуют наличия конкретных профессиональных компетенций.
В настоящее время специалистов в сфере туризма готовят несколько казанских вузов, в том числе Институт экономики, управления и права.
- На что стоит обратить внимание при выборе вуза тем, кто хочет стать профессионалом в туризме?
- Обычно этот вопрос волнует родителей абитуриентов, самих будущих студентов, всех, кто хочет получить не просто «бумажку» о высшем образовании, а умение выполнять конкретные трудовые функции. Какие здесь можно дать рекомендации?
В первую очередь, стоит изучить учебные планы вузы. Стоит заметить, что далеко не везде количество прикладных, то есть настоящих «туристских» дисциплин, составляет основную часть программы. Во многих случаях основной упор в учебном процессе делается на общегуманитарные дисциплины.
Вторым аспектом, которому надо уделить внимание, это профильность кафедры. В разных вузах туризм может «проистекать» из разных направлений. Например, специалистов по туризму могут «растить» на кафедре социологии и политологи. Или знатоков туротрасли могут готовить дизайнеры и технологи. Понятно, что преподавательский состав таких кафедр имеет очень приблизительное отношение к туризму, соответственно, полученные знания будут давать лишь примерное понимание того, что представляет собой турдеятельность. Так, позже наступает разочарование в профессии!
Специализированные кафедры гостиничного и туристического бизнеса в Казани можно пересчитать по пальцам. Такая кафедра есть в ИЭУП. Я как заведующий данной кафедрой могу с гордостью констатировать, что у нас студентов готовят именно профессионалы. У кафедры тесная связь с работодателями, руководители туристических агентств у нас частые гости. Совсем недавно мы с успехом прошли общественно-профессиональную аккредитацию, где подтвердили все критерии, характеризующие вуз в целом и, конечно же, кафедру ГТБ, в частности, как «профи» (я не побоюсь этого слова!) в своем деле!
- Не секрет, что существует много претензий к высшей школе в целом, и к подготовке менеджеров по туризму в частности. Вы согласны с ними?
- Думаю, что здесь обобщать не надо. Каждый вуз должен отвечать за качество подготовки своих кадров.
Первая и основная претензия к вузовскому образованию — это недостаток практических навыков, а по большому счету их полное отсутствие. Студентов учат теории, применить которую на практике они совершенно не могут. И часто выпускников вуза всем основам туристической деятельности приходится обучать в агентстве с нуля.
Эксперты отмечают и другие претензии. Так, нередко новоиспеченные кадры не знают элементарных вещей, не «дружат» с географией, путают страны и столицы, не способны отличить турагентство от туроператора, не говоря уже об их специализации. Некоторые выпускники даже не слышали о программных продуктах в сфере туризма и сервиса.
Если за рубежом специалистов туризма обучают в большинстве своем только практики, то в казанских вузах таких преподавателей явно недостаточно. А ведь только практик может разъяснить, как работать в режиме реального времени на сайте туроператора. Только профессионал сможет познакомить с актуальной практикой судебных разбирательств в сфере туризма. Научиться практическим алгоритмам по работе с претензиями при продаже тура тоже можно лишь на практике.
Поэтому надо искать выход. И он есть. Первое - привлекать к учебному процессу профессионалов, второе - направлять студентов на реальные «живые» стажировки с «полным погружением». С гордостью могу отметить, что наш вуз реализует оба эти направления.
В рядах преподавателей нашей кафедры не просто есть профессионалы-практики, а они составляют немалую долю профессорско-преподавательского состава кафедры. Почти все профессиональные дисциплины, например, «Документационное обеспечение турдеятельности», «Информационные системы в туризме» и другие читаются именно практиками. Рабочие программы дисциплин ежегодно обновляются с учетом именно требований работодателей.
Этот тандем, сотрудничество мне лично очень импонирует. С одной стороны, практики вникают в проблемы высшего образования, начинают излагать не только претензии, но и предложения, рекомендации, в процессе работы создаются новые формы взаимодействия вуза и рынка труда. С другой – вуз совершенствует учебный процесс, адаптируются учебные программы под конкретные требования рынка, формируются новые элементы и подходы, лекции приобретают новизну и практикоориентированность, академическая жизнь наполняется конкретикой. Это идеальное сочетание дает хороший результат – мы куем квалифицированные кадры!
Что касается «полного погружения» студентов, то хочу привести некоторые цифры. В 2014 году столицу Татарстана посетили 2,5 миллиона человек, а в соответствии с республиканской программой развития туризма планируется эту цифру увеличить в два раза, то есть до 5 млн. Задумайтесь, для работы с таким количеством туристов требуются кадры, причем желательно с опытом работы. Наш вуз хорошо это понимает, поэтому созданы соответствующие условия: опыт работы в туризме наши студенты могут приобрести уже во время учебы.
Ежегодно студенты Института экономики, управления и права (г.Казань) проходят летнюю практику в крупнейших отелях анталийского побережья Турции. Ребята приезжают с практики довольные, загорелые, многие - со знанием турецкого языка, с новыми впечатлениями, а главное – с умением работать в команде, знаниями практической специфики турдеятельности, навыками оформления документов при формировании тура и т.п. Разумеется, с трудоустройством после окончания вуза у них никогда не бывает проблем, многие уезжают за рубеж, другие – буквально «нарасхват» в турагентствах Казани.
- А как вы считаете: высшее туристическое — это хороший старт карьеры или бессмысленная трата времени и сил? И вообще, можно ли научить туризму за партой?
- Хороший вопрос. Конечно, бытует мнение, что высшее образование само по себе никаких преимуществ при трудоустройстве выпускникам не дает, поскольку в реальности полученные теоретические знания с практикой абсолютно расходятся. Отсюда и возникает клише, как вы сказали, что туризму «нельзя научить»! Но… Думаю, такое мнение все же неверное. Туризму надо именно учиться, а не работать интуитивно, «как все», учась на своих ошибках. Причем, надо учиться всю жизнь.
У меня нет сомнений, что менеджер по туризму – это самая интересная профессия сегодня. Именно она воплощает наши мечты об отдыхе, она наполнена романтикой и событиями – это праздник каждый день, новые впечатления, знакомства, возможность путешествовать в дальние страны. Но это еще и большая ответственность – ответственность за беспроблемный и счастливый отдых других людей. Грамотно его организовать, снизить риски, оставить хорошие впечатления – всему этому надо научиться. И научиться у профессионалов!