Специалисты психологического научно-исследовательского центра EVENTUS были приглашены для реализации инновационного образовательного проекта для младших школьников – «Социально-экономическое развитие школьников», проводимого на базе СОШ № 42 города Казани.
Специалисты психологического научно-исследовательского центра EVENTUS были приглашены для реализации инновационного образовательного проекта для младших школьников – «Социально-экономическое развитие школьников», проводимого на базе СОШ № 42 города Казани.
В этот проект вошел весьма значимый для гармоничного развития детей блок занятий по психологии. Под руководством сотрудника центра EVENTUS и доцента кафедры психологии развития и психофизиологии ИЭУП Маргариты Александровны Филатовой-Сафроновой учащиеся 2 класса школы № 42 на протяжении всего учебного года еженедельно будут знакомиться с собой, постигать секреты общения со сверстниками, учиться быть успешными и счастливыми.
28 октября в школе № 42 в рамках ежегодной аттестации учителей начальных классов состоялись открытые уроки и мастер-классы. На мероприятие съехались гости из разных уголков Татарстана. Собралось около семидесяти человек. Во 2 «г» классе (учитель Равия Наильевна Казакова) прошел интегрированный урок чтения. Ребята разбирали с учителем русскую народную сказку «У страха глаза велики». На уроке центральной стала тема трусости, страха, храбрости. После планового разбора сказки, ее инсценировки и толкования новых слов в тексте, в работу включился психолог – Маргарита Александровна. Начала она с прочтения фрагмента стихотворения С.Я. Маршака «Чего боялся Петя?».
После обсуждения чувств и эмоций, испытанных в ходе прослушивания стихотворения, ребята нарисовали свои страхи. Это были и пауки, и змеи, и пчелы с острыми жалами. Кто-то из ребят нарисовал страх высоты, темноты, двоек и …ремня. Дальше начался психологический разбор страхов. В ходе беседы ребята пришли к выводу, что некоторые страхи сами самой исчезнут, если изменить поведение. Например, двойка не появится в дневнике, если своевременно делать домашнее задание и соблюдать дисциплину на уроке, бесследно исчезнет и ремень… Но вот некоторые страхи не зависят от подобных факторов, с ними нужно найти общий язык.
И тут началось настоящее волшебство. Маргарита Александровна научила детей превращать собственные страшные образы в веселые, забавные и приятные. В чем секрет волшебства? В том, что каждый второклашка выбрал карандаш самого радостного цвета и так изменил свой рисунок, что, глядя на него, улыбался. Вместо злобных пауков появились паучки в смешных колпачках с погремушками в лапках; на месте устрашающих змей возникли пестрые ленты, с которыми гимнастки показывали упражнения. Ну и скрюченной двойки тоже не стало: вместо нее появилась машина с порядковым счастливым номером «2». Дети были довольны!
Зрители также испытали удовольствие от увиденного, как эстетическое, так и когнитивное. В ходе проведения мероприятия Маргарита Александровна рассказала присутствующим учителям, что с детьми данного класса предварительно проводилась психодиагностика по выявлению доминирующего полушария; проведены параллели между ведущим полушарием и выраженностью страхов у детей, а также определением группы риска – тех, кто подвержен страхам больше.
На мастер-классе для учителей на тему «Что такое гендер?» живой инте
рес у собравшихся вызвала информация, касающаяся реализации гендерных особенностей на практике. Почему девочки могут одновременно выполнять письменное задание, слушать речь учителя и при этом продумывать ответ на заданный вопрос, а мальчики нет? Отчего в состоянии эмоционального возбуждения девочка может «доказать», что она невиновна, а мальчик молчит? К каким последствиям приводят гендерные установки, господствующие в социуме о «слабости» девочек и о «стойкости» мальчиков? Все эти вопросы были разобраны, и учителя приняли к сведению практические рекомендации по поводу того, как правильно организовывать учебное пространство для лучшего усвоения учебного материала и для того, чтобы научить мальчиков и девочек взаимодополнять друг друга.
Завершилось мероприятие психодиагностикой. Учителям была предложена увлекательная методика определения межполушарной асимметрии. Взрослые мужчины и женщины, как мальчишки и девчонки, с удовольствием подмигивали, забивали гол, прыгали на одной ножке, аплодировали и выполняли много других интересных вещей. Каждый педагог, познакомившись с методикой изнутри, овладел ею и, по отзывам многих, «обязательно проведет со своими детьми».
Демонстрация прибора «Активациометр – 6», его возможностей, который разработал доктор психологических наук, профессор ИЭУП Юрий Алексеевич Цагарелли, также не оставила никого равнодушных в актовом зале. Представители администрации школы № 42, пройдя тестирование на приборе, выразили большое желание сотрудничать с институтом, особенно с факультетом психологии и психологическим центром «EVENTUS».
Мастер-класс удался!
Репортаж о проведенном мероприятии можно увидеть в субботу, 31 октября 2015года, на телеканале ТНВ.