Знакомьтесь: Алла Иванова – преподаватель факультета сервиса, туризма и технологии продуктов общественного питания КИУ им.В.Г.Тимирясова (ИЭУП), не так давно заслужившая звание «Лучший молодой преподаватель-2016». Успешный ученый-исследователь, кандидат наук, она, по ее признанию, не мыслит жизни без своих студентов. И они отвечают ей взаимностью: на конкурсе «группа поддержки» Аллы Ивановой была одной из самых активных. В интервью она поделилась секретами преподавания, рассказала о своем пути в науке, а также о том, почему пищевые добавки – это не страшно.
Знакомьтесь: Алла Иванова – преподаватель факультета сервиса, туризма и технологии продуктов общественного питания КИУ им.В.Г.Тимирясова (ИЭУП), не так давно заслужившая звание «Лучший молодой преподаватель-2016». Успешный ученый-исследователь, кандидат наук, она, по ее признанию, не мыслит жизни без своих студентов. И они отвечают ей взаимностью: на конкурсе «группа поддержки» Аллы Ивановой была одной из самых активных. В интервью она поделилась секретами преподавания, рассказала о своем пути в науке, а также о том, почему пищевые добавки – это не страшно.
- Алла, на конкурсе вы представили на суд зрителей и жюри забавный видеоролик и миниспектакль на химическую тематику. Признайтесь, долго готовились?
- Много времени на подготовку у меня не было. За один день собрала портфолио. После занятий собирались со студентами и придумывали идеи для конкурса. Видео, которое мы сняли для самопрезентации, - это наши лабораторные занятия.
- Надо сказать, ролик получился отличный: судя по всему, преподаете вы нескучно и с любовью к делу.
- Спасибо. Тут не только моя заслуга. В химии же все процессы налицо: мы проходим тему и тут же ставим эксперименты, проводим лабораторные. Я ставлю перед студентами задачу, и они в небольших группах обсуждают ее решение.
- Преподавателю не привыкать к публичным выступлениям, и все же: одно дело - объяснять материал студентам и совсем другое - играть и импровизировать для зрителей на сцене актового зала. Тут даже у бывалых педагогов мурашки по коже пойдут…
- Волнение всегда присутствует, но не могу сказать, что я боялась сцены. Зато есть положительные моменты. Участие в любых конкурсах - это опыт и положительные эмоции, общение. Замечательные участники, мои коллеги, у них есть чему поучиться. Так что я просто вышла на сцену, сама с удовольствием выступила и на других посмотрела. Победа, должна признать, стала для меня приятной неожиданностью.
- Особенно нам понравился номер, где вы объясняете понятие «эмульгатор»: на сцене студенты с табличками «вода» и «масло», которых объединяет студент-«эмульгатор». Расскажите, как пришла эта идея.
- Когда мы проходили один из разделов коллоидной химии, на наглядном примере я им объясняла, как это происходит: мы брали каплю жидкого мыла, добавляли и видели, как масло смешивается с водой. Так что номер мы придумали спонтанно и легко.
- А как вы оцениваете современного студента?
- Со студентами всегда интересно работать. Когда мы затрагиваем жизненную тему, например, пищевые продукты, изучаем их состав, процессы, происходящие в нашем организме, то здесь есть живая отдача, дети с удовольствием вклиниваются в работу. Сами ищут информацию, и в процессе ты многому у них учишься. Правда, есть и ленивые студенты, куда без этого.
- У многих ученых предпочтения в науке проявляются уже в школьные годы: скажите, юная Алла Иванова на уроках с удовольствием химичила?
- Был интерес к естественным наукам, в том числе и к химии. А вообще, заканчивая 9 класс, я прочитала «Записки юного врача» Михаила Булгакова. Я стала фанатом этой книги, перечитывала ее не один раз. Было так интересно и захватывающе, что мечта стать врачом оформилась как-то сама собой. Я шла на золотую медаль, а в то время можно было просто пройти собеседование. И вот, позанимавшись с репетитором (училась я в сельской школе, так что это было необходимо), я приехала в Казань и подала документы в медицинский университет, а также на химфак КГУ. В итоге закончила последний с красным дипломом. В апреле 2009 года я пришла в наш институт преподавать химию, как почасовик на специальность «Технология общественного питания». Потом ушла писать кандидатскую диссертацию, а после защиты в 2013 году вернулась в вуз.
- Как преподавателя мы вас, что называется, «увидели в деле», расскажите теперь о том, складывалась ваша карьера в науке.
- Должна сказать, медицина в итоге взяла свое: я не захотела поступать в аспирантуру по чисто химической специальности, меня заинтересовала фармакология. Будучи аспирантом ФГБНУ «ФЦТРБ-ВНИВИ» занималась исследованиями антибактериального препарата против желудочно-кишечных заболеваний. Впоследствии оттуда пришлось уйти, чтобы преподавать на полную ставку в нашем вузе. Сейчас мы изучаем химический состав пищевых продуктов, биологические добавки, которые добавляют в продукты питания. Вместе со студентами пишем дипломные работы, также под моим руководством была написана магистерская диссертация.
- Кстати, о добавках. Споры по поводу их действия на наш организм не утихают: «ну не может молоко храниться целый месяц», думает обычный человек, начитавшись статей о вреде Е-шек и прочих стабилизаторов. Это просто против природы. Мнения в прессе и на ТВ разделились, хочется узнать правду из уст квалифицированного ученого.
- Могу с уверенностью сказать: добавки в целом безопасны, потому что имеется норматив, а именно допустимая концентрация данных веществ в продуктах питания, которая не оказывает вред для здоровья человека.
- Человек, далекий от науки, ничем, кроме магии, действие Е- добавок объяснить для себя не может…
- Что касается Е-добавок, большое количество из них природного происхождения. К примеру, крахмал - это добавка Е1400, которая содержится практически во всех продуктах. Е 322 – это эмульгатор-лецитин - яичный желток. Мы же дома употребляем яйца, опасность от них есть? Да никакой. Стабилизаторы и эмульгаторы помогают придать нужную консистенцию продукту, удерживать влагу в них, соединять жиры и воду, позволяя таким образом продукту долгое время не терять своих вкусовых качеств и не портиться. Или взять агар-агар - это загуститель, который используется в кулинарной промышленности при изготовлении кондитерских изделий. Он получен из водорослей, это тоже Е-добавка.
Конечно, нитраты и нитриты в больших количествах наносят вред организму. Так что надо помнить, что все хорошо в меру. Бояться не стоит, биотехнология идет вперед, это же замечательно. Мы можем оставить продукт в холодильнике, прийти вечером, не заботясь о том, что он испортится, можем употребить его, в разумных количествах, конечно. Содержание всех добавок в продуктах питания регламентировано, если недобропорядочный производитель увеличил концентрацию пищевых добавок, то данный продукт будет не пригоден для потребления и может нанести вред нашему организму.
- Что вам ближе – наука или преподавание?
- Я человек, которому нужно общение, и возможность передать другим то, что знаю сама.
- Каким вы видите у нас свое будущее?
- В моих ближайших планах - развивать тематику технологии продуктов общественного питания. В дальнейшем, конечно же, хотелось бы заняться написанием докторской диссертации.
- Вы успешны в карьере, студенты вас любят, это факт. Но много ли времени остается на простые семейные радости?
- Конечно, немного, и провожу я его с семьей, мужем, родителями. Очень люблю животных, дома у меня три кошки. Будучи по складу городским человеком, люблю иногда сменить антураж и отдохнуть в спокойном месте за городом. В майские праздники, скорее всего, как и многие наши соотечественники, буду работать на огороде. Очень люблю читать книги, смотреть хорошие фильмы, обязательно в теплой семейной компании.