Интервью с ректором университета Асией Витальевной Тимирясовой вошло в книгу «Деловые женщины Татарстана.XXI век». В книге собраны беседы с успешными деловыми женщинами, нашими современницами, которые, оставаясь красивыми и женственными, смогли добиться успеха.
В интервью Асия Тимирясова рассказала о том, легко ли продолжать семейные педагогические традиции, управлять одним из лучших вузов Татарстана, выразила мнение о современной системе образования, поделилась своим видением того, как совмещать успешную карьеру и семью.
Организация «Деловые женщины Татарстана» всецело поддержала проект, видя его историческую значимость не только для современников, но и для потомков.
Ее профессиональный путь был предопределён, ведь еще с детства она впитала в себя дух университетских стен, эту особую чарующую атмосферу, и, проникшись ею, влюбилась в нее навсегда. А когда пришла пора делать выбор, без колебаний продолжила дело своего отца, основателя и первого ректора Института экономики, управления и права.
Вот уже около трех лет она у руля крупнейшего негосударственного вуза, который в рейтингах российских негосударственных вузов неизменно занимает места в первой десятке. Как удается поддерживать и развивать многоуровневую образовательную структуру, быть конкурентоспособными, проводить множество значимых социальных проектов и при этом находить время для маленьких радостей жизни - в интервью с Асией Витальевной Тимирясовой, ректором Казанского инновационного университета имени В.Г.Тимирясова (ИЭУП), заслуженным экономистом Республики Татарстан, членом Общественной палаты Республики Татарстан.
- Первый вопрос вам как руководителю, ректору. С какими успехами вуз встретил 2016 год? Что бы еще хотелось привнести в его жизнь?
Оглядываясь на 20 лет назад, необходимо вспомнить, что наш университет начинал свою деятельность с реализации трех направлений подготовки – экономика, менеджмент и юриспруденция, которые и были положены в основу его названия. Сегодня же наш вуз представляет собой многоуровневый научно-образовательный комплекс, в структуру которого входят колледж, все уровни высшего образования Министерства образования и науки Российской Федерации, пилотная площадка Министерства образования, включая магистратуру и аспирантуру. На базе университета функционируют две инновационные площадки образования и науки Республики Татарстан.
В университете реализуется 57 основных профессиональных образовательных программ разного уровня, по 13 из которых выделены места, финансируемые из федерального бюджета. Кроме того, Институтом реализуется широкий спектр программ дополнительного образования взрослых. Потенциал института позволяет качественно вести образовательную деятельность на всех уровнях, поэтому перечень реализуемых программ постоянно пополняется с учетом существующих в обществе потребностей. Например, несколько лет назад у нас появилось новое образовательное направление – дополнительное образование детей, которое мы успешно реализуем в семейной Академии творчества и развития «Созвездие талантов».
За эти годы в университете сформировался высококвалифицированный научно-педагогический коллектив. Неслучайно, в 2014 году коллектив вуза был награжден Благодарственным письмом Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова, в котором высоко оценен вклад нашего вуза в развитие системы высшего образования и подготовку квалифицированных кадров.Успех вуза – это в первую очередь сотни наших выпускников, талантливых и целеустремленных, которые достойно представляют вуз, являясь профессионалами своего дела. В достижениях вуза заслуга выпускников огромна. Не могу без гордости сказать и о наших сегодняшних студентах, ведь именно они формируют имидж вуза. Кстати, лучший студент Татарстана по итогам 2015 года учится в нашем институте. Им стала студентка Набережночелнинского филиала Диана Мамакова, которая из рук премьер-министра Республики Татарстан И.Ш. Халикова получила Гран-при Ежегодной студенческой премии Республики Татарстан «Студент года».
- Асия Витальевна, насколько я знаю, Казанский инновационный университет имени В.Г.Тимирясова признан как вуз, реализующий важные социально ориентированные проекты. Расскажите об этом.
- Да, вы правы. Основатель и первый ректор вуза Виталий Гайнуллович Тимирясов подчеркивал, что высокое качество выполнения образовательной функции невозможно без активного участия в социальных процессах. Этому правилу наш коллектив будет следовать всегда. Наш университет является социально ориентированной некоммерческой организацией, и помимо образовательной, научной, воспитательной, мы выполняем социальную миссию. К реализации многих социально значимых проектов привлекаются студенты, что очень важно с точки зрения формирования у них культуры социальной ответственности. Например, многим известна юридическая клиника нашего университета, в которой студенты старших курсов юридического факультета, под руководством опытных преподавателей, оказывают бесплатную юридическою помощь социально незащищенным слоям населения. В 2015 году в нашу юридическую клинику поступило 394 обращения и по каждому из этих обращений оказана квалифицированная помощь.
Признание в общероссийском масштабе получила еще одна социальная инициатива нашего университета – Центр адаптации и реабилитации «Вера», который занимается социально-психологической реабилитацией, социальной адаптацией, оказанием комплексной психолого-педагогической помощи детям с особенностями развития. В 2011 году мы выиграли федеральный грант на реализацию этого проекта, однако, даже после окончания срока финансовой поддержки из фонда гранта, мы не прекратили начатое дело и продолжаем оказывать помощь детям с особыми возможностями развития и их родителям безвозмездно за счет собственных средств. В институте разработана программа социальной поддержки студентов, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. За 22 года работы вуза в рамках этой программы бесплатное образование получили более 200 детей из малообеспеченных и многодетных семей, а также около 150 детей-сирот и выпускников детского корпуса Раифского монастыря.
По итогам участия во Всероссийском конкурсе «Российская организация высокой социальной эффективности-2014» вуз достойно представил республику на федеральном уровне и получил высшую награду Правительства Российской Федерации в номинации «За развитие кадрового потенциала в организациях непроизводственной сферы».
- Что вас в свое время привело в стены вуза, и насколько верным оказался, по вашему мнению, ваш профессиональный путь, выбранная стезя?
- Вы знаете, наверное, это был закономерный путь, потому что я выросла в преподавательской семье. Мой папа - основатель и первый ректор вуза – более 50 лет жизни посвятил работе в системе высшего образования, пройдя путь от ассистента кафедры до ректора крупного негосударственного вуза; мама свыше 40 лет проработала на кафедре журналистики Казанского государственного университета. С детских лет я впитала чувство глубокого уважения к профессии педагога и ученого. Мама очень часто брала меня с собой на работу и мне безумно нравилась удивительная атмосфера Казанского университета, нравилось, как общаются между собой преподаватели и студенты. Передо мной не стоял выбор, куда пойти учиться после школы – только в КГУ. Мне посчастливилось учиться и в Москве, в Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации (теперь это университет), где я получала свое второе образование. Но своей Альма-матер я считаю Казанский университет, который в моем сердце всегда. И сегодня слежу за успехами и радуюсь достижениям родного вуза, всегда с гордостью говорю, что я выпускница Казанского государственного университета. После окончания университета продолжила семейные, педагогические традиции.
- Сегодня часто говорится о стратегии обучения через всю жизнь, каков ваш взгляд на эту тему?
- Абсолютно согласна с таким подходом к образованию. Вы знаете, как- то на глаза мне попалось очень хорошее высказывание, что если раньше грамотным считался человек, который умеет писать и читать, то в ХХI веке грамотным считается тот, кто умеет учиться, разучиваться и переучиваться. Учитывая, что знания очень быстро устаревают, то учиться непрерывно –профессиональная необходимость для человека, который хочет добиться каких-то профессиональных успехов. Необходимо постоянно заниматься саморазвитием. Знания, полученные сегодня, завтра уже могут потерять свою актуальность.
- А сколько лет самому молодому и самому взрослому студенту Вашего вуза, есть такая статистика?
- Учитывая, что в структуру университета входит академия творчества и развития «Созвездие талантов», где обучение начинается с 8-ми месяцев, то можно уверенно сказать, то самому молодому ученику 8 месяцев. А вот на самом взрослом студенте хочу остановиться поподробнее. 7 лет назад в приемную комиссию пришел абитуриент, которому на тот момент был 81 год. По орденам и медалям, украшавшим его грудь, было понятно, что он – участник Великой Отечественной войны. Вначале, мы подумали, что в вуз планирует поступать кто-либо из его родственников – внук, а может быть и правнук – и он пришел поддержать его. Каково же было наше удивление, когда выяснилось, что он сам хочет поступить учиться!.. И поступил, и учился! Более того, он принимал активное участие в студенческой жизни вуза. Он был не только очень целеустремленным, но и оказался и очень талантливым студентом, всю жизнь проработал в музыкальной школе, сам делал кураи и играл на них. На вопрос, зачем ему в таком возрасте высшее образование, он отвечал, что хочет своим примером показать молодому поколению, что учиться никогда не поздно. К сожалению, 4 года назад он ушёл из жизни, не успев окончить институт. В музее университета мы посвятили этому уникальному человеку отдельную экспозицию, и, проводя экскурсии для ребят, обязательно рассказываем историю этого удивительного человека, который до последних дней жизни стремился к знаниям.
- Возглавив вуз, вы продолжаете дело вашего отца. Насколько легка или тяжела для вас эта миссия?
- С того момента, как три года назад я стала ректором, этот вопрос мне задают часто. Я слукавлю, если скажу что быть ректором вуза легко. Это огромная ответственность, ведь за тобой большой коллектив преподавателей и студентов. Но сказать, что это тяжелая ноша, я тоже не могу, потому что если бы она была настолько тяжела, я бы, наверное, выбрала какую-то другую профессиональную стезю. Мне повезло в том, что в нашем институте за эти годы сформировался очень хороший коллектив сотрудников и преподавателей, где каждый чувствует свою сопричастность к делам вуза. Наш университет – это одна большая и дружная семья единомышленников.
- Получается, вы человек на своем месте?
- Возвращаясь в прошлое и прокручивая эпизоды из жизни, я понимаю, что мой папа готовил меня к тому, что придет время, и я должна буду возглавить институт. Кстати, стратегию обучения через всю жизнь он начал внедрять более 20 лет назад. Помню, как, только получив диплом о высшем образовании, я через неделю уехала на 2 месяца в Саратов на курсы для преподавателей менеджмента и маркетинга. Вспоминаю, как мне, молодой девушке, не хотелось уезжать так надолго в другой город. Но папа сказал, хватит, недельку отдохнула, надо заниматься. Такие ситуации бывали неоднократно. Сегодня я понимаю, насколько правильно и дальновидно он все делал. Именно папа научил меня не останавливаться, повторяя, что дорогу может осилить только идущий.
- По вашему мнению, возможно ли женщине совместить социальный успех и не обделить при этом вниманием семью?
- Это непросто, но к этому надо стремиться. Несколько лет назад Казань посетил Глеб Архангельский, специалист по тайм- менеджменту. Из его семинара я вынесла несколько полезных правил, которые стараюсь применять в жизни. Одно из них - правило 6-ти «П» - правильное предварительное планирование предотвращает плохой результат. Если ты правильно планируешь свое время, то баланс между работой и личной жизнью можно установить. Несмотря на то, что времени на личную жизнь стало меньше, мои близкие люди с пониманием относятся к тому, что я часто задерживаюсь на работе, что мне часто приходиться уезжать в командировки. Я благодарна им за понимание и за поддержку. Мой дом – это моя крепость.
- Вы беретесь за те задачи, что легко даются, или, наоборот, не ищете легких путей?
- То, что легко дается, то и делается быстро, а дальше ты все равно переходишь к более сложным и амбициозным задачам. Без труда и преодоления трудностей не бывает побед. Героиня сказки «Алиса в стране чудес» говорила: «нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтоб куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее». Время, в котором мы живем, заставляет нас все время быть в движении вперед. Мы ставим перед собой задачу соответствовать самым высоким стандартам в образовательной, научной, инновационной, воспитательной деятельности. Это значит, что мы должны быть постоянно нацелены на поиск и внедрение новых форм и методов в своей работе. Так что, расслабляться не приходится.
- А как в таком случае удается восстанавливать силы? И есть ли у вас время на простые радости жизни?
- В своем жизненном графике я стараюсь все четко планировать. Человек должен «отключаться» от процессов, иногда для этого хватает дня или двух, просто чтобы побыть в совершенно другой обстановке, с семьей, детьми. Я переключаюсь, когда мы всей семьей приезжаем на дачу, и мне удается выкроить время, чтобы посидеть хотя бы часок с удочкой у залива. Даже дочки пристрастились к рыбалке. Я рассматриваю это как маленькую, простую радость жизни, когда ты оказываешься наедине с природой, погружаешься в процесс, который тебе нравится. Или, например, поход всей семьей в кино. Обычно, я сижу в центре, а с двух сторон –мои любимые дочки. Просмотр всей семьей хорошего фильма – тоже простая радость жизни…Мы сами должны находить и создавать себе такие минуты, потому что они делают нас сильнее и позволяют отвлечься от деловых будней.
- Асия Витальевна, вы счастливый человек?
- Все относительно. Но я не буду гневить Бога и скажу, что я счастливый человек, потому что у меня большая и дружная семья, у меня есть любимое дело, которое приносит пользу людям. Конечно, бывают трудности, но от них никто не застрахован. Мы все преодолеем.
- Асия Витальевна, благодарю вас за очень интересную беседу! Хочу пожелать вам и всему коллективу вуза больших и амбициозных задач и успешной их реализации!
Беседовала Марина АБДУЛЛАЕВА