В 2014 году приказом Министерства образования и науки Российской Федерации нашему вузу был присвоен статус Федеральной инновационной площадки по реализации проекта «Создание и развитие преемственной системы инклюзивного образования в Республике Татарстан».
Прошло 2 года реализации данного проекта. Сегодня можно с уверенностью сказать, что тема проекта оказалась актуальной и востребованной не только для развития образовательных организаций, но и для развития социокультурной инклюзии. Вуз стал научно-методическим центром, а преподаватели кафедры теоретической и инклюзивной педагогики стали консультантами в реализации идеи инклюзии для педагогов и для родителей учащихся, которые зачастую обращаются за советом и помощью в решении сложных проблем, связанных с обучением и воспитанием детей.
Руководитель Федеральной инновационной площадки, проректор по непрерывному образованию, зав. кафедрой, д.пед.н., профессор Д.З. Ахметова отмечает, что кластерная система организации инклюзивного образования способствует ускорению создания инклюзивного образовательного пространства в микрорайоне, что облегчает семьям выбор нужной образовательной организации инклюзивного типа, а педагогам создает возможность корпоративно обучаться друг у друга.
В очередной раз специалисты инклюзивного кластера Ново-Савиновского и Авиастроительного районов обсудили актуальные проблемы развития инклюзивного образования в образовательных организациях. 5 декабря в конференц-зале нашего университета состоялся семинар инклюзивного кластера. Этот семинар стал еще одним шагом вперед по созданию инклюзивного образовательного пространства в Республике Татарстан.
На семинаре с информацией о реализации закона «Об образовании» в муниципальном районе выступила начальник управления образования Галина Геннадьевна Латышева.
В своем выступлении Д.З.Ахметова представила итоги I этапа развития и реализации проекта Федеральной инновационной площадки. На сегодняшний день написано 25 научно- методических трудов, проведено 30 семинаров с участием более 6000 педагогов Республики Татарстан, проведено 4 международных научно-практических конференций по преемственной системе инклюзивного образования, установлено тесное сотрудничество с отделами образования, со школами (более 60 школ – городских и сельских). Проведены две международные олимпиады по социокультурной инклюзии, две молодежные инклюзивные игры. Обучение по 108-часовым программам прошло уже более 140 педагогов республики. Более 150 студентов обучается по направлению «Педагогика и психология инклюзивного образования», «Дефектология».
Специалисты образовательных организаций района (учителя начальных классов, педагоги-психологи, дефектологи) получили конкретную полезную информацию о психолого-педагогическом сопровождении детей с различными нозологиями (ст. преподаватель кафедры теоретической и инклюзивной педагогики В.С.Горынина), о технологиях разработки адаптированных образовательных программ на основе ФГОС для детей с ОВЗ (д.п.н., профессор Т.А.Челнокова), о работе учителей начальных классов с детьми с речевыми нарушениями (директор центра «VERA» А.Е.Игнатьев). Интерес педагогов к обсуждаемым проблемам еще раз доказал об особой актуальности и практической направленности деятельности кафедры теоретической и инклюзивной педагогики.
Главный вывод заключается в том, что наш университет стал научно-методическим центром и корпоративным консультантом по внедрению идей инклюзии в деятельность образовательных организаций.
На II этапе развития и реализации Проекта намечен охват всех муниципальных районов РТ аналогичной работой, тем самым закрепление и расширение результатов достигнутого. Одна из актуальнейших научно-исследовательских проблем - это качество инклюзивного образования, исследование которой организовано совместно с Центром «ИнноПРОФ».