16 февраля в КИУ прошлое четвертое Интернет-собрание, посвященное теме стресса в детском и подростковом возрасте.
В начале заседания заместитель министра образования и науки Республики Татарстан Лариса Сулима, выступившая модератором, поблагодарила родителей за активное участие в работе интернет-собрания. Именно родители формируют повестку, решают, какая тема будет вынесена на обсуждение экспертного и родительского сообществ.
На этот раз наиболее актуальной стала тема стресса, неизменного спутника современной жизни. Стресс у детей и подростков имеет свои особенности, об этом говорили эксперты четвертого интернет-собрания.
Первым спикером стала клинический психолог психологического отделения ГАУЗ «ДРКБ МЗ РТ», психолог-эксперт Российского психологического общества по Приволжскому федеральному округу Лия Бодрова. Она рассказала участникам об особенностях переживания стресса в подростковом возрасте и привела в пример стресс-тест, по которому можно определить, испытывает ли ребёнок стресс. Эксперт рассказала о видах стресса у подростков, в числе которых – академический, или школьный, давление со стороны сверстников, дружеские, романтические и семейные отношения, представление о себе.
Психопрофилактика стресса – это психологическая устойчивость подростка. В качестве самопомощи можно использовать дыхательную гимнастику, нервно-мышечную релаксацию и синхрогимнастику, благодаря которым нервная система и психика расслабляются. Взрослые тоже могут помочь своему ребенку, например, научить его реагировать на разные эмоциональные состояния: на грусть, тревогу, злость или обучить реалистичному мышлению, то есть смотреть на проблему с разных позиций.
Кандидат биологических наук, доцент кафедры психологии развития и психофизиологии КИУ Татьяна Макаренко раскрыла понятие стресса с точки зрения физиологии: это состояние организма при нарушенном гомеостазе (последнее означает саморегуляцию, способность организма поддерживать относительное постоянство внутренней среды). Чрезмерные концентрации стресс-гормонов влияют на основные системы организма, вызывая патологические изменения.
В период полового созревания у подростка стресс, связанный с психофизиологическими изменениями организма, дополняется эмоциональной и умственной нагрузкой в школе и дома (к примеру, экзамен сопровождается интенсивной умственной деятельностью, нарушением сна и отдыха, различными негативным переживаниями). По словам спикера, стресс может оказывать существенное влияние на личность: приводить к ухудшению памяти, ослаблению внимания, проблемам с речью и восприятием.
По словам Татьяны Макаренко, реагировать на стресс можно двояко – либо мы боремся и мобилизируем силы, либо поддаемся стрессу и впадаем в уныние. По мнению эксперта, второй вариант неприемлем: стресс необходимо встречать только «с открытым забралом».
Педагог-психолог ОШИ «Лицей имени Н.И. Лобачевского» КФУ, общественный помощник Уполномоченного по правам ребенка в РТ, руководитель ассоциации школьных психологов РТ Эльвира Башлай убеждала родителей в том, что детям необходима родительская поддержка. «Устойчивость к стрессу закладывается в семье. В семье дети получают не только защиту и поддержку, но и, наблюдая за Вами, они учатся справляться со стрессом, правильно воспринимать критику», сказала специалист. Эльвира Башлай призвала мам и пап «соотносить уровень притязаний с возможностями ребенка».
С другой точки зрения проблему стресса осветила директор Академии творчества и развития «Созвездие талантов» Алита Галиуллина. В своем выступлении она подчеркнула: проблемы детей – это, прежде всего, проблемы родителей. Алита Галиуллина привела в пример основные ситуации, вызывающие стресс у детей и подростков: неблагополучие в семье, семейное насилие, развод или повторный брак. Эксперт дала рекомендации родителям, переживающим развод: как взрослым следует обращаться с ребенком, чтобы стресс был не таким сильным. Она порекомендовала не лгать ребенку и объяснить причину развода, не внушать отрицательное отношение к другому родителю и не втягивать его в конфликт. Подытоживая своё выступление, Алита Галиуллина заявила: «Самое главное – поддерживать хорошие эмоциональные отношения в семье».
С этим высказыванием согласились все присутствующие эксперты, педагоги и родители.
Запись онлайн-трансляции можно посмотреть по ссылке.
Следующее интернет-собрание на тему «Выбираем профессию или будущее?» состоится 23 марта в 12.00.
Материалы по теме также можно почитать здесь.
Марина Васильева, Максим Шубин