Министр образования и науки Республики Татарстан Рафис Бурганов провел шестое Республиканское родительское интернет-собрание в КИУ.
Темой заседания стали особенные дети, или дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В работе Интернет-собрания, инициированном Министерством образования и науки Республики Татарстан и Общественным советом при Министерстве образования и науки Республики Татарстан, приняли участие педагоги, воспитатели, психологи и другие специалисты, непосредственно работающие с «особенными» детьми.
Рафис Бурганов привёл данные официальной статистики: в школах республики обучается 14 тысяч детей с ОВЗ. В связи с этим особо пристальное внимание уделяется инклюзивному образованию, обеспечивающему равный доступ «к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».
Казанский инновационный университет имени В.Г.Тимирясова является пилотной площадкой Министерства образования и науки Республики Татарстан по внедрению инклюзивного образования в деятельность образовательных организаций, а также федеральной инновационной площадкой по созданию и развитию преемственной системы инклюзивного образования. Поэтому не случайно первыми спикерами Интернет-собрания стали преподаватели нашего вуза.
Для знакомства родителей с правовыми нормами, регулирующими обучение детей с ОВЗ, Рафис Тимерханович пригласил выступить профессора кафедры теоретической и инклюзивной педагогики КИУ, доктора педагогических наук Татьяну Челнокову. Татьяна Александровна подробно рассказала о федеральном и международном законодательстве, о федеральных государственных образовательных стандартах, предусмотренных для разных категорий детей с ОВЗ, о принципе дифференциации образования, который гарантирует адаптированные программы для обучающихся.
В республике 35 профессиональных образовательных организаций, в числе которых Альметьевский профессиональный колледж, Бавлинский аграрный техникум и другие, где подростки с ОВЗ могут получить профессиональное образование.
Выступление Татьяны Челноковой продолжил директор Центра адаптации, реабилитации и ресоциализации «VERA» КИУ, учитель-логопед Артем Игнатьев.
Его выступление было посвящено вопросам дисграфии и дислексии. По словам Артема Евгеньевича, причины дислексии – частичного специфического нарушения процесса чтения – могут быть различными. Некоторые ученые видят причину в генетических особенностях, другие возлагают вину на родовые травмы. Кроме того, дислексия и дисграфия могут проявляться по-разному: дислексик может не различать звуки (фонематическая дилексия) или не понимать значение слов (семантическая дислексия), дисграфик может не соотносить звук с буквой (акустическая дисграфия) или не согласовывать при написании грамматические формы слов (аграмматическая дисграфия). По мнению директора Центра «VERA», предупредить нарушения письма и чтения у ребенка можно, для этого нужно заниматься профилактикой ещё в дошкольном возрасте, развивать память, внимание и мышление.
Одним из наименее изученных нарушений развития является аутизм. Татьяна Макарова, руководитель отделения реабилитации и коррекции Республиканского центра психолого-педагогического сопровождения «РОСТОК», сравнила загадочный мир «аутят» с другой планетой, где совсем другие краски и другие ощущения от соприкосновения с нашим миром. Татьяна Макарова призвала родителей аутистов не отчаиваться, помнить, «что хуже не будет, будет лучше», не сравнивать своих детей ни с кем, потому что их ребенок уникален. Татьяна Петровна рассказала родителям об основных признаках аутизма и в качестве главного симптома назвала неконтактность ребенка, ярко проявляющуюся в возрасте 2-3 лет.
Какую роль играют родители детей с ОВЗ в процессе обучения, изложила учитель-дефектолог I категории, тифлопедагог детского сада № 16 Ирина Куцко. «Семья из-за незнания может навредить ребенку с ОВЗ. Большинство родителей не понимают возможностей коррекционно-развивающей среды», заявила она в своем выступлении. Она подчеркнула важность обучения родителей и повышения их педагогической компетентности, а также необходимость создания коррекционной среды в условиях семьи. К примеру, ребенку с нарушениями зрения нужно хорошее освещение дома, выделение личных вещей ярким цветом.
Не все дети с ОВЗ живут в семьях, некоторые живут в детских домах, приютах, в Домах ребенка, Домах-интернатах системы социальной защиты. По словам министра образования и науки Республики Татарстан, в республике более 500 воспитанников и больше половины из них – дети с ОВЗ. Усыновление детей, в том числе детей-инвалидов, стало темой выступления директора Республиканского центра усыновления, опеки и попечительства Дианы Хабибуллиной. В частности, она представила родителям общероссийскую информационно-поисковую систему «Видеопаспорт ребенка», благодаря которой за 7 лет 301 ребенок устроен в семью. Диана Раисовна рассказала о школе приёмных родителей (в республике 11 таких школ) и Центрах содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, где будущие приёмные родители могут получить исчерпывающую информацию по усыновлению и опеке.
По окончании Интернет-собрания эксперты ответили на вопросы родителей.
Видеозапись шестого Республиканского родительского Интернет-собрания можно посмотреть по ссылке.
Следующее Интернет-собрание состоится в июне, его тема – «Каникулы с пользой. Об организации летнего отдыха и развития детей в летний период».
Прочитать материалы по теме можно по ссылке.