Екатерина Шмидтова и Алина Хасанова – выпускницы КИУ направления «Туризм» - в апреле 2017 года открыли собственное туристическое агентство «Райдо-тур». Уже сейчас агентство - один из успешных игроков рынка, занявшее место под солнцем индустрии туризма.
- Екатерина, расскажите, как к вам пришла идея организовать своё туристическое агентство?
Я изначально хотела создать своё турагентство, поэтому вопрос о выборе специальности для меня не стоял. Сначала я выучилась в колледже КИУ по специальности «Туризм», затем продолжила обучение в университете по той же специальности. Проходила учебную практику в турфирме, а моя дипломная работа была посвящена бизнес-плану открытия туристического агентства. Алина так же прошла обучение в колледже и вузе по направлению «Туризм». Поэтому все необходимые знания у нас были, и в апреле прошлого года мы открылись.
- Какие конкретные знания, полученные в КИУ, пригодились вам при открытии турагентства?
Полезными для нас стали лекции по бизнес-планированию, менеджменту, маркетингу, много внимания мы уделяли рекламе, у нас была дисциплина, посвященная брендбуку. Профессор Антон Олегович Овчаров вёл экономику и очень много показывал на примерах, рассказывал, к примеру, сколько денег закладывать на развитие сотрудников, сколько на рекламу, сколько выводить на развитие. Еще он вел туристские формальности: брали страну, куда можно въезжать, смотрели, какая должна быть виза, какие условия, например, ограниченное количество дней пребывания. На предмете «Туроператорская деятельность», который вела Марина Анатольевна Рысаева (старший преподаватель кафедры ГТБ – прим.), мы изучали сайты туроператоров и на экзаменах должны были четко ответить, из каких городов, например, можно вылететь в Турцию без пересадок. Отдельную благодарность хотелось бы выразить Кириллу Сергеевичу Глобову (старший преподаватель кафедры ГТБ – прим.), чьи лекции всегда были содержательными, без лишней «воды».
- По итогам года существования на рынке можно сказать, что «Райдо-тур» - успешное турагентство, которое достаточно твердо стоит на ногах. В чём секрет Вашего успеха?
Во-первых, у нас есть своё лицо, своё название, которое мы продвигаем. Многие агентства работают под чужими названиями – «Пегас», «Баунти», не имеют индивидуального стиля, а значит, и не запоминаются клиенту. Во-вторых, у нас хорошее местоположение, стильный офис, мы не экономим на внешней атрибутике. В-третьих, по возможности сами привозим клиентам документы, всегда идем навстречу пожеланиям. Часто дарим комплименты туристам при бронировании, не храним у себя фирменные подарки от отелей – будь то пляжные сумки, игрушки, блокноты или ручки – а отдаем их нашим туристам. Мы даем клиентам полную и достоверную информацию, ничего не приукрашиваем. У нас нет цели заработать любым способом, мы хотим, чтобы наш турист хорошо отдохнул, и у него остались положительные эмоции. К тому же мы на связи 24 часа, а, значит, в любой ситуации, например, при задержке ночного вылета, на связи с клиентом.
Чтобы знать рынок, мы ходим в другие турагентства, смотрим, как они работают. Так же представители других турагентств ходят к нам, и это ни для кого не секрет.
- Как Вы оцениваете современную ситуацию на рынке туруслуг в Казани?
В Казани много турагентств, но крупных – всего порядка десяти. Достаточно много людей, которые, не имея офиса, работают за минимальное вознаграждение, за 200-500 рублей. Они не берут на себя риски по открытию своей фирмы и бронируют туры дистанционно. Вообще бытует мнение, что турагенства «вымрут», ведь сейчас вполне можно обойтись без них – есть и онлайн-бронирование, например, на том же букинге, и на визу можно подать самостоятельно, заполнив документы на сайте. И при этом люди бронируют авиабилеты в страны Европы, не зная о том, например, что паспорт должен быть действителен 6 месяцев. А если случится форс-мажор, куда они обратятся? Преимущество турагентства в том, что здесь в одном месте тебе дают всю необходимую информацию, а так же могут предоставить другие услуги. Мы, например, сотрудничаем с визовым центром и помимо продаж пакетных туров оказываем помощь в оформлении виз.
- Расскажите немного о методах продвижения турагентства «Райдо-тур».
Мы размещаем рекламу в соцсетях. У нас есть аккаунты вКонтакте, Инстаграмме, также мы делаем рассылки по Whats Up и Telegram.
В соцсетях мы рассказываем об отелях, особенностях туров, выкладываем горящие предложения. Благодаря статистике мы разработали свой шаблон выкладки контента, знаем, какие посты будут продаваться, как структурировать информацию.
Хорошо работает «сарафанное радио», у нас много постоянных туристов, которые рекомендуют нас своим друзьям.
- Вы пока работаете вдвоем, но Ваше агентство развивается, и, наверняка, уже сейчас вы ощущаете нехватку рабочих рук. Планируете ли увеличить команду?
Да. Нам нужен человек, у которого есть желание работать в сфере туризма, который будет ответственен и внимателен в заполнении документов. У нас нет оклада, оплата идет с процентов. Поэтому при приеме на работу мы всегда спрашиваем, что выбирает кандидат: стабильный, но маленький оклад или процент с продаж, который зависит только от трудолюбия и желания развиваться. Если оклад, то это не наш сотрудник. Мы можем рассмотреть и студента, потому что совмещать с учебой нетяжело, было бы желание зарабатывать. Вдобавок туроператоры предлагают очень хорошие бонусные программы. К примеру, могут предложить такой бонус: при бронировании 10 заявок в определенный период «рекламник» (рекламный тур) получаешь бесплатно. Это хороший стимул для продаж. К тому же при большом количестве бонусов растет и процент с продаж.
- Конечно, во всех странах мира побывать невозможно. Откуда Вы черпаете информацию, чтобы рекомендовать ту или иную страну для путешествий?
Чтобы дать достоверную информацию, необязательно бывать в этой стране. Сейчас под рукой есть интернет, где можно найти всю необходимую информацию: от Википедии до передачи «Орел и решка». Читаешь, смотришь, анализируешь. Также мы ведем обратную связь с туристами, спрашиваем, что понравилось, как отдохнули, какое было отношение персонала отеля и так далее.
- Дайте три совета студенту КИУ, который по Вашему примеру хотел бы открыть своё турагентство?
Во-первых, не нужно бояться. Многие сейчас мыслят негативно, говорят, что много агентств - «однодневок», не успеют открыться, как уже закрываются. Эту информацию нужно обходить стороной. У тебя есть желание – это главное. Если открываются новые турагентства, значит, есть и покупатели, а значит, есть и спрос.
Во-вторых, нужно уметь строить планы хотя бы на год, просчитывать риски, доходы и расходы. Готовиться к худшему, но надеяться на лучшее. Не стоит жить одним днём, в любом случае должна быть какая-то неприкосновенная сумма, для того чтобы остаться на рынке. Открывая агентство в апреле, я понимала, что мне нужно максимально заработать - для «подушки безопасности» на зиму.
Третий совет – держи врагов ближе. Нужно в конкуренте найти себе партнера. У нас есть агентства, с которыми мы не конкурируем, например, турагентство в Зеленодольске. Мы познакомились на «рекламнике» в Турции, сошлись во взглядах, но мы не конкуренты, потому что у нас разная целевая аудитория. Мы делимся друг с другом информацией, например, они звонят и говорят, что у оператора проблемы, оплата долго доходит, имей в виду. Направляем друг к другу туристов, если территориально они оказываются к кому-то из нас ближе. Не нужно думать, что открывая агентство, ты один всё знаешь и сможешь. У одного ничего не получится. Один ты сможешь открыть турагентство, но двигаться дальше без друга в лице твоего конкурента - вряд ли.