13 марта Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова в девятый раз стал площадкой для обсуждения актуальных проблем развития инклюзивного образования в рамках Международной научно-практической конференции «Преемственная система инклюзивного образования: теоретические и практические аспекты».
Ежегодно участники мероприятия – работники образования, государственные и общественные деятели, представители научных и образовательных центров России, Европы, США и Африки – делятся знаниями, мнениями и эффективными решениями в области инклюзивного образования. В этом году конференция объединила более 300 человек. С каждым разом, начиная с 2011 года, мероприятие увеличивает охват и привлекает новых экспертов и партнеров, объединенных общей идеей – развитием и внедрением инклюзивного образования.
Как отметила, приветствуя участников конференции, ректор Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова Асия Тимирясова, внимание ведущих институтов и правительств все больше приковывается к проблеме инклюзии и поиску инструментов ее решения. «Так, на Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2018 году впервые был озвучен Индекс инклюзивного развития стран, который оценивает не экономические, а социальные процессы, в частности, включённость лиц с особенностями здоровья во все процессы жизнедеятельности», – подчеркнула Асия Витальевна.
Также всех присутствующих приветствовал первый заместитель министра образования и науки Республики Татарстан Ильсур Хадиуллин: «Мне очень приятно находиться в этом зале среди людей, которые заботятся о детях с ограниченными возможностями здоровья, вкладывают свою душу и сердце в их воспитание и обучение, создают условия для их развития». В своем выступлении Ильсур Гараевич рассказал о том, какие задачи сегодня стоят перед республикой, а также о текущих проектах, реализуемых министерством в направлении инклюзивного образования.
Одним из спикеров конференции стал гость из Швеции – преподаватель школы Novalisgymnasiet в Ярне для молодых людей, нуждающихся в особой поддержке Йоханнес Марсель. Он предложил такой сценарий, где каждый сможет внести свой вклад, раскрыть свои дополнительные способности и принять друг друга на пути развития инклюзивного сообщества.
Пленарное заседание конференции началось с доклада «Терминология инклюзивного образования» профессора кафедры теоретической и инклюзивной педагогики КИУ Татьяны Челноковой. В процессе выступления были рассмотрены такие понятия, как «инклюзивное образование», «особые образовательные потребности», «обучающийся» и многие другие, на которые стоит обратить внимание, когда мы говорим о системе инклюзивного образования.
О феномене экстрабилити говорил президент АНО «Белая трость» (Екатеринбург) Олег Колпащиков. «Благодаря практическим социальным мероприятиям мы поняли, что у человека с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья развиваются другие дополнительные способности, так называемые экстрабилити, – рассказывает Олег Борисович. – Так, например, слепым людям нужно развивать свои таланты и способности экстрабилити и реализовывать их в обществе».
На конференции был представлен инновационный проект системы профилактики, абилитации и предупреждения инвалидности детей. Авторами данной идеи стал коллектив исследователей КИУ, в числе которых ректор Асия Тимирясова, проректор по непрерывному образованию, директор НИИ педагогических инноваций и инклюзивного образования, заведующая кафедрой теоретической и инклюзивной педагогики, профессор Дания Ахметова, доцент кафедры психологии развития и психофизиологии КИУ Маргарита Филатова-Сафронова. Дания Загриевна представила участникам конференции футуристический проект «Человек экологичный цифровой эпохи», охватывающий период роста и развития ребенка от зачатия до его совершеннолетия. Данный проект состоит из 6 этапов: любовь (зачатие), сонатал (пренатальное развитие), абилитация, сопровождение, социализация и самоопределение. «Мы надеемся, что совместно нам удастся создать группу ученых, педагогов, психологов, исследователей, создать лабораторию предупреждения инвалидности и здоровьесбережения на базе КИУ, подготовить научные статьи, реализовать сетевое взаимодействие», – обратилась к залу Дания Загриевна и пригласила к партнерству и сотрудничеству.
Продолжением темы предупреждения инвалидности детей стало выступление доцента кафедры психологии развития и психофизиологии КИУ Маргариты Филатовой-Сафроновой о медико-психологических основах здорового потомства на этапе планирования беременности и вынашивания ребенка. Также посредством видеосвязи к участникам конференции обратился педиатр, специалист по пренапедии и основоположник школы пренапедии в России, создатель известного музыкального метода дородового обучения «Сонатал» Михаил Лазарев. На конференции Михаил Львович поделился практическим опытом развития плода и определенных психических и физиологических процессов в организме беременной и плода с помощью музыки.
В рамках мероприятия были заслушаны и другие доклады, касающиеся актуальных проблем в области инклюзивного образования. Так, были рассмотрены вопросы формирования мотивации будущего педагога к деятельности в условиях инклюзии, абилитации детей после медицинской травмы, влияние цифровой эпохи как на детей, так и на педагогов и родителей. Помимо этого, участники конференции имели возможность познакомиться с достижениями инклюзивной практики в дошкольном и школьном образовании.
Завершающей частью конференции стали панельные дискуссии. Это позволило создать открытый диалог между участниками мероприятия, поделиться результатами исследований и практическим опытом.