Об обучении в период социальной изоляции и психологической поддержке родителей и учеников говорили 23 апреля в КИУ на вебинаре в рамках партнерского проекта «Открытый класс».
Министерство образования и науки Республики Татарстан, Институт развития образования Республики Татарстан и Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова выступают организаторами ежемесячных онлайн-собраний, на которых эксперты обсуждают наиболее животрепещущие проблемы системы образования. В этот раз вебинар был посвящен организации дистанционного обучения, а также психологической помощи всем участникам образовательного процесса.
Во вступительном слове ректор КИУ Асия Тимирясова подчеркнула практический характер вебинара, то, что он призван, прежде всего, помогать родителям и учителям. «Сейчас, когда мы с вами оказались в ситуации самоизоляции, советы от профессионалов наиболее ценны», - пояснила Асия Витальевна.
Насколько законны дистанционные технологии в образовании? Были ли готовы школы к переходу на удаленный режим? Вопросы, вызывающие сейчас неоднозначную реакцию со стороны родительского сообщества и учителей. На них попыталась ответить в своем выступлении проректор по научной и инновационной деятельности Института развития образования Республики Татарстан, доктор педагогических наук Татьяна Яковенко. Она привела данные апрельского мониторинга, проведенного Институтом развития образования РТ, согласно которому 54% респондентов (учителей) использовали онлайн-платформы до перехода на дистанционный режим, а те, кто не пользовался дистанционными технологиями, объяснял отсутствием технических устройств у всех учащихся и слабым интернетом. Таким образом, дистанционное образование, по словам спикера, не является чем-то новым в образовании, и законодательством оно закреплено. В то же время эксперт признала, что в современных условиях возросла нагрузка на всех участников образовательного процесса. «Социальная изоляция помогла понять, что дистанционное обучение – это тяжелая самостоятельная работа», – заключила Татьяна Яковенко. В качестве положительного примера – учебного заведения, эффективно внедрившего дистанционные технологии в образовательный процесс, - Татьяна Владимировна привела лицей имени Н.И. Лобачевского.
Директор лицея Елена Скобельцына поделилась успешным опытом и рассказала на вебинаре о жизни лицея «в новом измерении». В частности, она сообщила об используемых программах для обучения, о том, что в формате онлайн лицею удается результативно организовать не только учебную, но и внеучебную деятельность.
Следующие эксперты семинара говорили о мерах психологической поддержки и создании необходимых условий для домашнего обучения ребенка в условиях социальной изоляции.
Доцент кафедры педагогики, психологии и андрогогики Института развития образования Республики Татарстан, кандидат психологических наук Ирина Лушпаева дала родителям советы о том, как сохранить психологическое здоровье детей. Заместитель декана по учебной работе, доцент КИУ, кандидат психологических наук Надежда Ванюхина сделала акцент на поддержке подростков в этот непростой период. Научный сотрудник лаборатории воспитания, дополнительного образования и профилактики асоциального поведения Института развития образования Республики Татарстан, общественный помощник Уполномоченного по правам ребенка в РТ Эльвира Башлай говорила о том, как сохранить интерес детей к обучению, и что могут сделать родители для мотивации школьника. «Самодисциплина, самостоятельность, организованность родителей и ребенка необходимы в дистанционном обучении. Но основной пример в условиях самоизоляции – это родители, ребенок смотрит на вас», – заключила эксперт.
Завершая вебинар, модератор Татьяна Яковенко напомнила зрителям, что сейчас все «сидят в одной лодке», и успех каждого зависит от ответственной совместной работы: «Большой труд проделывают сегодня и учителя, и родители, и дети. Но мы должны это сделать вместе. Как всегда, семья и школа – неразделимы».