Дата публикации: 11 мая 2020
Как учеба в вузе влияет на дальнейшую жизнь и карьеру? Ответ на этот вопрос знает наш выпускник, а ныне председатель Общественного Совета при Министерстве по делам молодежи РТ, заместитель генерального директора – руководитель Департамента внедрения комплекса ГТО АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов» Александр Карпов. Обладатель премии "Студент года" 2006, он построил успешную карьеру в сфере госуправления и готов поделиться с нынешними студентами своим опытом построения системы успеха – от студента до руководителя и координатора крупных проектов.
КИУ: Добрый вечер, Александр. Вы - один из выпускников, которыми мы очень гордимся. Расскажите о себе, о вашей работе в Министерстве молодежи и департаменте ГТО.
Александр: Добрый вечер. Спасибо за интерес. Я закончил Казанский инновационный университет в 2007 году (тогда – Институт экономики, управления и права) по специальности «Юриспруденция». Победил на премии «Студент года РТ» в 2006 году.
КИУ: Мы очень гордимся тем, что наш вуз получал эту премию 2 раза. Вторым обладателем стала Диана Мамакова из Набережночелнинского филиала.
Можно сказать, что победа на премии стала стартовой точкой на пути к успеху. Как он проходил дальше?
Александр: После университета я очень много занимался общественной и молодежной политикой. После Универсиады и Чемпионата по водным видам спорта, уже в составе дирекции, я получил звание «Заслуженный работник молодёжной политики Республики Татарстан». Параллельно с общественной деятельностью возглавлял молодежное движение РТ «Мы», руководил созданной мной общественной организацией «Академия творческой молодежи», которая на сегодняшний день продолжает оставаться партнером Министерства по делам молодежи РТ, был вице-президентом «Лиги студентов» по своему профилю - правовым вопросам. Всю эту работу я совмещал. До сих пор не понимаю, как у меня на все это хватало времени. После 2 созыва работал в молодежном Парламенте при Госсовете. Второй созыв я отработал уже в статусе заместителя Председателя Госсовета.
После этого я попал в Дирекцию Универсиады по приглашению тогда генерального директора, сегодня министра спорта Владимира Александровича Леонова и Ларисы Олеговны Сулимы (которая долгое время возглавляла направление воспитательной работы в нашем институте) для того, чтобы встать у руля двухтысячной аудитории волонтеров Универсиады. До нас этого никто еще никогда не делал, это был сложный и тернистый путь, но у нас получилось. Многие спрашивают, как вы это сделали. Честно говоря, только упорством и трудом, не прекращая ни на секунду верить в то, что у нас это получится, не допуская сомнений, выстраивая тесные партнерские отношения с университетами России, выстраивая отношения с общественными организациями.
И в 2014 году по предложению Виталия Леонтьевича Мутко Дирекция взяла на себя дополнительный функционал – внедрение возрожденного Президентом Российской Федерации комплекса ГТО (исторически у него было несколько итераций, начиная с 1931 года, тогда он назывался Всесоюзным).
И вот сегодня, спустя уже 6 лет (24 марта исполнилось 6 лет с момента как мы занимаемся внедрением и реализацией), в составе Дирекции образована целая команда, которая, в том числе, под моим руководством, при тесном сотрудничестве с федеральными органами власти занимается оздоровлением нации.
Есть сейчас такой федеральный проект «Спорт – норма жизни», собственно, к этому мы и призываем всеми возможными идеологическими методами: заниматься спортом, физической культурой, находить на это время, отбрасывать в сторону оправдания.
По итогам первого квартала 2020 года, 13 млн участников комплекса ГТО – 10% населения России в возрасте от 6 лет и старше индентифицируют себя с проектом, являются «ГТОшниками»: кто-то из них готовится, а кто-то уже выполнил испытания (таких 7,7 миллиона) и почти 4 млн уже носит на груди знаки отличия, поэтому вроде как у нас получается и этот сложный проект. Параллельно я не оставил работу в области добровольчества, являюсь федеральным экспертом в этой области. Занимаемся всем по чуть-чуть, реализуем федеральный проект, пока хватает настроения, сил, здоровья и мотивации, трудимся.
КИУ: Первый вопрос, который хотелось задать это, как и почему вы выбрали наш вуз?
Александр: Я всегда знал, что буду поступать на юрфак.
С высокими баллами я зачислился на юридический факультет Института экономики, управления и права. Когда я спросил, как мне сдавать право, мне сказали, что я, собственно, на юрфак поступаю, чтобы его изучать. Так я стал студентом ИЭУП и все стало очень быстро развиваться, так как сидеть на месте я не могу, мне нужно постоянно делать что-то общественно полезное, уже на первом курсе я вступил в Студенческий клуб и стал заниматься творчеством, играл на гитаре. Тогда Лариса Олеговна Сулима поддержала нас с еще одним парнем, Алексеем Беляковым, который тоже заявил себя гитаристом. Так у нас появилась первая пара гитар, потом появились барабаны, потом, при поддержке известного выпускника института Дениса Палачева мы настояли на том, что нам нужна творческая студия, которая до сих пор работает и широко известна в республике. Очень много артистов записывается там, и последний концерт группы «Айфара», в режиме онлайн тоже прошел на этой студии в КИУ. Вот так все развивается, а начиналось все с того, что мы просто хотели играть на гитаре и выступать на «Студенческой весне».
Через год, на втором курсе Лариса Олеговна начала выдвигать меня в Председатели Студенческого совета. Эта идея у меня тоже в голове была, но я колебался, потому что творчество занимало более важную роль на тот период моей жизни. Конечно, мы успели и попеть. У нас был и вокальный и инструментальный дуэт и пара-тройка побед в Студвесне и «Весенней капели» в отдельных номинациях. Мы и фламенко играли – под этот аккомпанемент на сцене выступала наша знакомая танцовщица из другого вуза.
Лариса Олеговна Сулима убедила меня, что в общественной работе есть перспективы. Она считала, что у меня получится. Так, при поддержке студентов на втором курсе я возглавил студсовет и продержался в этой должности до пятого курса. Годы пролетели быстро, сессии сменялись одна за другой …
Институт я закончил с красным дипломом. Мне никто ни разу не помогал, за меня никто никогда ничего не просил. Все зачеты и экзамены, которые не зачитывались автоматом, я сдавал самостоятельно. По одному предмету иногда отвечал на 10, 12, 15 билетов - из принципа, когда были такие ситуации, когда «4 не устраивает, надо 5. Ну, тяни еще один билет, и ты тянешь».
Было увлекательно, годы пролетели быстро и это время стало фундаментальным этапом жизни становления и оформления моей личности. Когда я начинал работу председателем, это был студсовет только одного института, а когда мы выпускались, были уже председатели студсоветов отдельных факультетов, филиалов. Я всегда находил время на то, чтобы поехать в филиалы, познакомиться, пообщаться со студентами там. Благо, это тоже поддерживалось, и машины нам выдавались из парка, все ради того, чтобы студенты чувствовали себя защищенными, чтобы знали, что о них заботятся. И не один десяток проблем, которые мы поднимали, нам удалось решить, в том числе благодаря чуткому вниманию уважаемого ректора Виталия Гайнулловича Тимирясова. Если я к нему приходил, он всегда принимал меня без очереди и просил профессуру подождать, объясняя это так: «Вы ко мне ходите каждый день, а раз Председатель Студсовета пришел ко мне, значит, что-то случилось» и говорил мне: «Заходи». У нас всегда была возможность аудиенции, это говорило о чутком отношении ректора к студенчеству, к тем проблемам, которые выносились наверх уже в проработанном виде. Я решил, что всегда в своей работе буду делать то же самое.
Благодаря нашей работе на факультетах появились буфеты и, когда мы выпускались из института (2007 год) на Московской открылась полноценная столовая, которая до сих пор работает, обеспечивая студентов горячим питанием. Мы многого добивались, и не сказать, что это было легко. Ходили, собирали документы, много раз обращались. Это большой труд.
У некоторых современных молодых людей почему-то странная позиция - «все нам должны» - но ничего подобного, нам никто ничего не должен. Есть аргументация, есть определенным образом обозначенный вопрос, который вовремя, правильно и аккуратно доносится до руководителя. Это тоже серьезная школа, как говорится «криво въехал с вопросом, больше не зайдешь». Надо подумать, когда зайти, в какой обстановке, насколько это объективное мнение.
Т.е., к примеру, у нас была серия заседаний президиумов студенческих советов, на которых большинство проголосовало за решение вопроса. Это тоже целая наука, которую мы постигали во время учебного процесса под чутким руководством наших старших товарищей.
КИУ: Я сейчас немного отвлекусь и скажу, что нынешний ректор Асия Витальевна Тимирясова так же говорит студентам, что к ней можно зайти с любым вопросом и она всегда с радостью и так же, без очереди студентов принимает и можно писать, поэтому это очень здорово, когда есть преемственность поколений. Я сейчас вернусь к студсовету и скажу, что одна из важнейших функций студсовета – это сплотить вокруг себя команду. Вам, наверное, не раз приходилось это делать. Поделитесь, пожалуйста, как заразить сокурсников этим духом студенчества, так чтобы все были единым организмом?
Александр: Спасибо, хороший вопрос. Ответ на него, конечно, непростой и неоднозначный, думаю, вы понимаете. Во-первых, чаще всего ты никогда не приходишь в проект один. Как минимум есть друзья-единомышленники.
Есть такая теория в социологии, что все общество делится на 3 группы: 80% - это основная масса людей, 10% - это потенциальные лидеры, которые эту массу тянут за собой и 10% - это «антилидеры», которые тянут за собой в другую сторону. И вот, эти 2 по 10% постоянно воздействуют на 80%-ю аудиторию и кто-то побеждает в определенный период времени.
Видимо, я оказался в той категории, которой всегда надо было чем-то заниматься. Когда на пары не ходилось спокойно от звонка до звонка… Я и в школе был такой активный, я закончил экспериментальный класс, мы учились по царско-сельской системе Пушкина. Там были и кружки, и театр, и балет, и восточная и зарубежная литература. Конечно, были и противники такого обучения. В 3-м классе, например, мы изучали хокку.
Все, что происходит случайно, скорее всего не случайно и весь вопрос в том, как скоро ты поймешь эту причинно-следственную связь.
Поэтому у меня уже была не совсем оформившаяся, но некая команда людей, с которыми мы пришли в студенческое самоуправление. Кто-то старшего возраста уже был в этом органе. Я не приемлю такой способ, когда «пришла новая метла, которая должна всех вымести и поставить во все органы своих людей». Если кто-то до тебя уже залил фундамент, то глупо его выкапывать и заливать новый. Надо строить первый этаж на том хорошем, что уже достигнуто. Поэтому представители старших курсов тоже остались в студсовете и во многом благодаря их опыту, умению вовремя спросить (это не стыдно!), умению спорить, поругаться где-то, серьезно подискутировать и потом прийти к какому-то общему знаменателю, либо, наоборот, остаться при своих мнениях, но взять за себя ответственность за принятие решения, может быть не такое, которое тебе советовали. Это умение договориться было во мне всегда. Бывали и непонимания, но мы всегда приходили к консенсусу. Я и тогда и сейчас придерживаюсь постулата, что «лучшая война – это война, которую ты избежал». Если вы являетесь публичной фигурой, вы должны лавировать разными интересами, но не становиться чьим-то инструментом, а помнить ту основную миссию, ради которой вы занимаетесь этим делом. Если ты эту миссию предал, лучше сразу уйти и отдать бразды правления кому-то другому, в надежде, что он будет лучше, чем вы.
КИУ: Очень хорошая и правильная мудрость. Если бы многие придерживались этой мысли, жизнь стала бы лучше. А давайте вернемся в 2006-й и вспомним, как изменилась ваша жизнь после «Студента года».
Александр: Я бы сказал по-другому. Она, наверное, никак не изменилась, кроме того, что я стал обладателем первой стипендии ректора. В коммерческом вузе никогда ничего подобного не было. Я не из богатой семьи и для того, чтобы оплачивать учебу мне все лето приходилось где-то подрабатывать. Я думаю, многие студенты и сейчас так живут. Этот вопрос волновал всех студентов и общественников в том числе, которые тратили свое личное время, чтобы создавать университету имидж, чтобы добиваться побед в творческой, научной или политической сфере.
И у нас была такая практика, что некоторые общественники за определенную работу получали небольшой дисконт 20-30% на оплату в год. Я тогда уже получал небольшую скидку за оплату обучения, но ректор, вручая мне стипендию и благодарственное письмо, сказал, что за 4-й и 5-й курс освобождает меня от оплаты за обучение. Экономический эффект был для меня очень важным и эффективным, потому что к 5-му курсу было сложно уже где-то «шабашить». Я в тот момент даже рот открыл от удивления, думал, что это какая-то шутка. И, наверное, это достижение стало неким завершением студенческого пути.
Конечно все это было не без борьбы. В работу включалась и серьезная подготовка части портфолио, и подготовка части очной защиты. Я уверен, что была очень серьезная борьба мнений, очень благодарен жюри, которое учло набор компетенций и опыт в проведении акций и мероприятий, которые мы делали, реализованные проекты, к этому времени их было уже немало, и каждый из них имел определенную социальную значимость и решал какую-то общественную проблему.
Как их выявить? Объясняю. Я, например, вообще не смотрю телевизор. Читаю новости из разных источников и потом для себя делаю вывод, какая наиболее похожа на правду. Это делают немногие. Когда ты вот так читаешь интервью, быстро выявляются какие-то проблемы, касающиеся всех. Ну, например, еще будучи в институте, мы увидели обращение главного врача республики о том, что не хватает донорской крови на переливание тем, кто, к примеру, попал в аварию, у кого тяжелые заболевания. Тут же мы собрались с активом движения «Мы» (большинство этого актива было с ИЭУП и Академия социального образования КСЮИ), стали обсуждать, что делать и запустили в 2006 году на общественных началах донорский проект, который так разросся, что к 2013 году мы уже собирали 2 тонны крови и эта акция продолжается, сейчас ей занимается Академия творческой молодежи. Принимается не только кровь, но и другие биоматериалы: плазма, даже костный мозг и некоторые общественные организации серьезно поддерживают эти темы. Это была проблема, которую нужно было не просто услышать, а понять, чем мы можем помочь.
КИУ: Мы плавно подошли к такому вопросу. В связи с движением WordSkills сейчас очень много говорят о таких навыках как hard skills и soft skills. Жесткие навыки hard skills мы нарабатываем во время учебы в вузе и на работе. А какие мягкие навыки soft skills надо в себе развивать, чтобы быть более мобильным в жизни после университета? Потому что жизнь активно меняется, и если ты не меняешься вместе с ней, наверное, можно считать, что ты остался за бортом?
Александр: Я соглашусь, что жизнь стремительно меняется, но при этом не соглашусь, что, если ты не меняешься вместе с ней, то остаешься за бортом. Важно замечать, в какую сторону она меняется и какие движущие силы ее меняют. Те, кто умеет думать, анализировать и не стесняется иметь собственное мнение, высказывать и отстаивать его, поспорят с нами, в какую сторону она меняется. Поэтому тут вопрос скорее, дискуссионный.
Надо совершенно точно понимать, что ты хочешь от жизни. Каждый второй на сегодняшний день не знает, чего он хочет от жизни. Поступает в вуз, потому что нужно поступить. Парни поступают в институт, чтобы от армии откосить, девочки, потому что это модно. Когда мы делали волонтерскую программу и рассказывали, что профессиональный сварщик получает от 80 до 150000 руб. в месяц и то, что у нас считается «ПТУ-шником», потому что в институт не поступил, ну, некое клише постсоветское… Ничего подобного, сварщик сейчас живет очень хорошо.
Поэтому, когда ты куда-то поступаешь, надо поступать туда, где ты ощущаешь себя потенциальным специалистом. От меня, наверное, это звучит странно, с точки зрения, что я не практикующий юрист, но это тоже неоднозначный вопрос: мной прописаны все законы ГТО, вся страна сейчас по этим правилам живет, мы занимаемся нормативно-правовой деятельностью. Надо точно знать, чего ты хочешь и поступательно, шаг за шагом выстраивать путь к своей цели.
В жизни попадется не один десяток человек, которые попытаются вас с этого пути сбить, тут все зависит от того, насколько вы ведомы. Вы можете сами вести за собой тех, кто пытается вас сбить: хватать в охапку и вести по своему пути и потом они еще и благодарны вам за это будут. Я в целом считаю, что нужно принимать все компетенции, которые к вам идут, мало ли что вам в жизни еще может пригодиться. Главное сохранять в себе идеологическую и практическую линию, которой вы следуете. Меняются люди, но не должны меняться принципы общения. Нужно отличать, где пропаганда, где агитационная пропаганда, где маркетинг, который просто затуманивает сознание и развивает желание купить то, что вам не надо. Вы точно должны понимать, что вы пришли за молоком и вам не нужна крупа, которая кончается на прилавке. Если бы кто-то еще 5 лет назад сказал нам, что ты постоянно будешь что-то постить в Инстаграм, нас бы назвали сумасшедшими, а сейчас почти 6 млрд населения мира пользуются этой соцсетью. Теперь это инструмент и нужно относиться к нему только как к инструменту и брать все, что полезно. А можно стать рабом и всю свою ленту превращать в мусорку постами типа «я поел», «я поспал», «вот моя собачка», «вот я вышел во двор» и т.д.
И надо находить не только время на «телек», а почитать. Не чушь, которую пишут в интернете, а классику. Раз в 5 лет я перечитываю «Мастера и Маргариту» и каждый раз как будто новую книжку читаю. Почему? Потому что за 5 лет так многое меняется в твоей жизни, в соответствии со скоростью жизни, что книга воспринимается по-другому. Там очень много интересного как себя в жизни вести. Также хорошо почитать книги по саморазвитию. Есть четкая практика, что все, что вы получаете в университете – это 20-30% от того, что нужно знать в жизни. Остальное на уровне самостоятельного изучения. В литературе очень много ответов и, если ты четко знаешь, чего ты хочешь, Вселенная отвечает через книги. Прокачивайте все, что вы можете, но не надо отклоняться от генеральной линии.
КИУ: Поддерживаете ли вы связь с теми активистами, с которыми вы стояли у руля студенческой жизни?
Александр: Разумеется, мы общаемся, все друг на друга подписаны, у всех карьера и дети. Кто-то в прокуратуре определенных высот достиг, кто-то в творчестве. Поддерживаем отношения и на уровне студенческого клуба. Может быть, не так часто встречаемся, но на уровне Инстаграма поглядываем друг за другом у кого какие результаты. Это очень серьезная пятилетка, которую трудно взять и выжечь из памяти, даже если бы такое желание у кого-то было. У каждого путь был разным, но, тем не менее, мы вместе это переживали: вместе побеждали, вместе проигрывали, вместе спорили и принимали поединки, вместе за трибуной защищались. Это очень серьезный путь, и когда ты его вместе с кем-то проходишь, он, наверное, на всю жизнь запомнится, коммуникации и через 10 и 15 лет продолжатся.
КИУ: Мы следим за вашей жизнью и хотим спросить, как продвигается работа над мультфильмом про ЗОЖ и ГТО совместно со студией «Союзмультфильм»?
Александр: Спасибо. Приятно. Ребята сейчас делают наброски сценариев генеральной сюжетной линии, которая на протяжении всего сериала (сейчас мы планируем 54 серии 1-го сезона), и главными героями этих серий выступят официальные талисманы комплекса ГТО.
КИУ: Наш эфир называется «Как КИУ меняет жизнь студента» и мы хотим задать вопрос: как же институт меняет жизнь студента?
Александр: В воспитании есть первый этап – это то, что заложено в человеке семьей, ценности, которые заложили родители, дедушки и бабушки. Базовые понятия о том, что такое хорошо и что такое плохо. Дальше идет школа, которая закладывает базовое образование.
В университете вы, во-первых, получаете специализацию, а во-вторых, завязываете практические дружеские отношения. Я уверен, что у большинства взрослых людей очень много друзей, которые появились в студенческие годы. Потому что это жаркая безбашенная пятилетка, каждый через это должен пройти. Это тоже определенные навыки: успел и повеселиться, и поучиться. А дальше вы уходите в открытое плавание и тот багаж, который вы успели в себя впитать: искусство взаимодействовать, искусство принимать на себя ответственность, искать компромиссы, лавировать между интересами различных групп. Поэтому университет жизнь не меняет, он ее формирует, и в следующей пятилетке и десятилетке у вас будут уже другие задачи. Вы заботитесь о своих родителях, сами становитесь родителями, строите взаимоотношения с женой и мужем, и вот тут начинается стадия построения из того, чему вас успели научить. Поэтому, пока учишься, нужно использовать все возможности, чтобы чему-то научиться, не бояться пробовать. Не обязательно побеждать. Не победить – это ведь тоже урок, как не надо делать, если ты хочешь победить. Или урок, как надо делать, если ты побеждать не хочешь.
У нас сейчас идет от ГТО конкурс, я вас всех приглашаю поучаствовать - выполнить 5 несложных видов упражнений и попасть в барабан. Мы будем разыгрывать Яндекс.станцию - колонку, для того, чтобы можно было перед уроками физкультуры музыку слушать. Хороший конкурс, ничего сложного.
КИУ: Последний вопрос, Александр. Мы вас благодарим за возможность побеседовать с Вами, что вы поделились опытом своего студенчества. Мы обязательно проконтролируем, чтобы все наши студенты подключались к нормам ГТО. Расскажите подробнее, что нужно делать и куда нужно заходить.
Александр: Все очень просто. В поисковике ВКонтакте или Инстаграм забиваете «ГТО», и нужно зарегистрироваться на портале, выполнить 5 упражнений: подтягивание, пресс, наклон вперед в положении стоя, приседание и 30 секунд планки, в общем, ничего сложного, если вы хоть чуть-чуть занимаетесь физкультурой. Это все нужно записать в один видеоролик, поставить соответствующие хэштеги. В аккаунте ГТО и на сайте гто.ру есть все необходимые условия и раз в неделю каждый понедельник, начиная со следующего понедельника, с 11 мая до 1 июня мы будем разыгрывать призы.
Главным призом будет Яндекс.станция, а также есть призы от наших партнеров. К разговору о книгах, электронных библиотек: mybook и Литрес, которые, в том числе, дают уникальные подписки и промокоды для чтения электронных книжек. Условия участия максимально простые и не требуют подписок на миллион аккаунтов, как требуют многие организаторы конкурсов. Конкурс проводится Минспортом России совместно с нами, федеральным оператором ГТО, для того, чтобы немного поддержать людей, которые сидят дома, не только приемом пищи 5 раз в день или просмотром гаджетов и телевизоров, но и физкультурой.
КИУ: Александр, большое Вам спасибо за совместный эфир. Очень-очень рады Вас повидать. Приходите к нам, приходите в вуз, давайте проведем в учебных корпусах какую-нибудь открытую лекцию. Спасибо за вашу активность!
Александр: С большим удовольствием всегда откликаюсь на все приглашения университета!