Дата публикации: 28 мая 2020
Министерство образования и науки Республики Татарстан, Институт развития образования Республики Татарстан и Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова 27 мая провели вебинар, темой которого стало обсуждение проблемы «Дети в информационном обществе. Обеспечение безопасности детей в Интернет-пространстве».
Открывая встречу, ректор Институт развития образования Республики Татарстан, д.пед.н. Людмила Нугуманова подчеркнула, что сегодня дети много времени проводят в интернете без контроля и регламента, и важно научить детей пользоваться интернетом и не оставлять этот процесс без внимания.
В своем докладе Людмила Николаевна представила все образовательные ресурсы, программы, проекты и издания, которые разрабатываются и ведутся в Институте развития образования. Особое внимание она обратила на необходимость создания комфортной и безопасной образовательной среды. Завершая выступление, Людмила Николаевна обратилась к педагогическому сообществу: «Мы приглашаем вас ко всем нашим проектам. Будем рады объединить усилия всех родителей, классных руководителей, педагогов по вопросам воспитания детей. Нам важен ваш опыт, важны ваши вопросы, ваши замечания, нам важно знать какие проблемы сопровождают вас каждый день. И мы будем друг другу помогать в их решении».
О существующих угрозах и ловушках в интернете рассказал руководитель аппарата Антитеррористической комиссии в Республике Татарстан, заведующий отделом по обеспечению деятельности Совета Безопасности Республики Татарстан Ильдар Галиев. «На сегодняшний день в Республике Татарстан представлены все деструктивные субкультуры. Их около тридцати, семь из которых представляют реальную угрозу», – отметил Ильдар Шамилевич. Основными причинами радикализации подростков и присоединения к деструктивным субкультурам он назвал обиду, страх, отчуждение, разочарование, одиночество, приводящие к ненависти. Для предупреждения насильственных и террористических действий, а также повышения компетентности окружающей среды, в республике выстроена комплексная система профилактики, в которую включены все органы власти, в том числе образовательные учреждения. Одним из компонентов этой системы является мониторинг психологической безопасности образовательной среды, который проводится с 2015 года. Также Ильдар Шамилевич пригласил зрителей вебинара присоединиться к телеграмм-каналу «Родителям! Внимание – проверено!», в котором публикуются действенные инструменты для родителей, способные помочь при воспитании детей.
В своем выступлении научный сотрудник лаборатории воспитания, дополнительного образования и профилактики асоциального поведения Института развития образования, общественный помощник Уполномоченного по правам ребенка в Республике Татарстан Эльвира Башлай призвала родителей, классных руководителей и педагогов уделять особое внимание подросткам, которые никак о себе не заявляют, которые ведут себя тихо, замкнуто, и могут иметь гораздо больше проблем и стать жертвой сети интернет и деструктивных сообществ. «Неудовлетворенные потребности в доверительных отношениях с взрослыми и сверстниками способствуют проявлению глубокого чувства одиночества. Таким образом, ребенок остается один на один со своими проблемами, переживаниями, конфликтами, и начинает искать поддержки и понимания в социальных сетях», – отметила Эльвира Хамзеевна.
Не так давно рабочей группой Совета молодых педагогов Республики Татарстан были проанализированы преимущества, недостатки и риски, которые стоят перед молодыми преподавателями. На основе этих характеристик Рустам Каримов, председатель Совета молодых педагогов Республики Татарстан, директор школы №1 Вахитовского района г. Казани, озвучил две масштабные рекомендации, которые уберегут молодых преподавателей от ошибок. Во-первых, минимизировать слабости и угрозы, развивая навыки цифровой гигиены у себя и у учащихся, выстраивая правила работы с нежелательным контентом и другое. Вторая рекомендация – максимизировать сильные стороны и возможности: обучаться новому и постоянно расти, совершенствовать навыки и компетенции, осваивать новые профессии в сфере IT и тому подобное.
Окончанием образовательной сессии стало выступление, посвященное основам безопасности в интернете. Арслан Мингалиев, сотрудник лаборатории технических средств обучения Института международных отношений КФУ, указал на тот факт, что у людей в интернете снижается чувство сохранения безопасности, будто виртуальность – безликая, где ничего опасного не может произойти, а значит и нет никакой ответственности. Поэтому нужно задумываться не только о том, что публиковать, но и какие сообщение пересылать и какие делать репосты. Также, в тот период, когда ребенок становится начинающим блогером в попытке социализации и удовлетворения потребности показать себя миру, Арслан Хайрутдинович рекомендует через родительскую и педагогическую среду деликатно очертить круг запрещенных тем, то есть всего того, что противоречит российскому законодательству, либо публикации личных данных, в том числе указания геолокации. Кроме того, важен личный пример педагога и родителя в корректном поведении в интернете.
Завершая вебинар, Людмила Николаевна напомнила зрителям о том, что организаторы мероприятия ждут от них предложений по поводу тем следующих встреч в рамках проекта «Открытый класс» для классных руководителей, родительской общественности и других специалистов образовательных организаций.
Посмотреть запись вебинара можно здесь.