Объявляется набор в Центр развития предпринимательских компетенций (ЦРПК). В центре наши студенты смогут найти и реализовать свои бизнес-идеи, обучаясь у экспертов и предпринимателей. Его директор Рамиль Миннизянов рассказал, как ЦРПК собирается поддержать инициативы нового поколения.
- Рамиль, расскажите, как вы видите свою работу в качестве нового директора ЦРПК.
- Я хочу представить вам концепцию развития предпринимательской экосистемы в вузе. Базируется она на обновлении Центра развития предпринимательских компетенций.
Задача в том, чтобы дать возможность инициативным студентам развивать свои идеи. С нашей стороны это привлечение новых возможностей, в том числе – международных и федеральных акселерационных программ, в которых студенты могут участвовать и реализовывать свои идеи.
Акселератор – это программа поддержки стартапов, позволяющая создавать новые прорывные проекты. Работа над проектами происходит совместно с прикреплёнными менторами — практиками бизнеса.
Мы давно работаем с бизнес-сообществами и планируем приглашать к нам в университет предпринимателей в качестве наставников и партнеров.
- А какие перспективы ждут наших студентов?
- Студенты найдут для себя много возможностей. Это и участие в текущих акселерационных программах (например, онлайн-фестиваль технологических инициатив ВШЭ). Еще одна возможность – это акселератор социальных инициатив – RAISE при РАНХиГС. Мы бы хотели, чтобы любой студент, пришедший в ЦРПК, имел возможность выбора.
В первую очередь мы налаживаем и выстраиваем коммуникацию. Необходимо состыковать между собой инициативных людей. Понятно, что, к примеру, технический специалист с гуманитарием должны иметь определенную спайку.
Активности уже есть, в ближайшее время ждите анонсов.
- Кого вы хотите видеть в Центре развития предпринимательских компетенций?
- Мы бы хотели, чтобы в ЦРПК приходили тим-лиды. Каждый, у кого есть идея, должен почувствовать себя лидером команды. Чтобы ребята с разными компетенциями, обучившись внутри этой команды, вышли со своими инициативами. Это могут быть как коммерческие, так и некоммерческие инициативы.
- Студенты колледжа тоже могут участвовать?
- Да, конечно. Мы ждем студентов университета и колледжа, а также абитуриентов вуза. Наши примеры по развитию сельских территорий – это в том числе школьники, которые выдвигают свои инициативы.
Если в вузе есть инициативы – отлично. Это могут быть и социальные, и чисто коммерческие проекты. Мы бы хотели видеть всех. Важна проактивность, желание что-то делать.
- Как участие в работе ЦРПК помогает в развитии личности?
- Предпринимательская экосистема вуза позволяет человеку прокачаться в целом. И, кстати, совсем необязательно ему после этого становиться предпринимателем. С этими навыками он будет более гибким в своей работе и более понимающим контрагента, с которым он работает.
Наша задача – погрузить человека в реальный проект, чтобы он мог прочувствовать эту атмосферу, прокачать лидерство, навыки коммуникации, работы в команде. И выйти уже пропитанным этими ощущениями. Это будет человек другого типа. Он не будет бояться. Предпринимательская экосистема дает возможность проявить инициативу.
ЦРПК – это территория, куда ты приходишь и получаешь, что тебе нужно в плане развития инициатив. Идея в том, чтобы человек с искрой проявился. Если в нем есть эта искра, если он любит процесс созидания чего-то нового, такой человек добьется успеха. В бизнесе этот созидательный труд должен приводить к финансам и к изменению мира.
- Как молодому предпринимателю может прийти крутая идея бизнеса?
- Если есть желание что-то менять, идея обязательно придет. Часто она приходит, когда преодолеваешь трудности. Конечно, к некоторым идеи приходят легко, но это не значит, что надо просто ждать. Именно к тем, кто максимально вкладывается в реализацию мечты, и приходит успех. Более того, если у бизнесмена есть неудачные кейсы, значит, он может, основываясь на них, достичь своей цели.
- Какова в этом роль команды?
- Огромная. Мы с моим бизнес-партнером Булатом Хакимуллиным в стартап-бизнесе уже несколько лет. Изначально мы взваливали на себя все: продажи, коммерцию, маркетинг. Да, мы умеем это делать, но такой подход может привести к ошибкам и потерям, если нет идеальной ситуации на рынке.
Поэтому команда должна быть многофункциональной. Члены команды должны обучиться эффективной коммуникации, чтобы аккумулировать общий потенциал.
- Что нужно современному молодому предпринимателю для старта?
- Важна восприимчивость к новым знаниям и усердие. В нашем мире все идет с необычайной скоростью. Интенсивность этой работы некоторых может отпугнуть.
Но в чем плюс молодежи? Это отсутствие боязни. Чем ты старше, тем больше якорей, которые тебя сдерживают. А у молодых нет страха.
- Как будет выстроена работа в Центре?
- Будет большое количество стимулирующих, событийных вещей. ЦРПК должен превратиться, условно говоря, в эвент-отдел, где постоянно что-то проходит: деловые завтраки, мастер-классы, стимулирующие мероприятия, выезды с директорами компаний, корпоративные туры. Совет от опытного предпринимателя дорогого стоит. Человек с тобой час поговорил, пересказал опыт, поделился ошибками, которых ты в будущем сможешь избежать.
Наша задача также в том, чтобы у участников развились софт-скиллы (мягкие навыки). Ведь переход к Университету 4.0 осуществляется именно через них.
В целом мы планируем давать 10% теории и 90% практики. На занятиях студенты получают базовые знания, а все остальное время – драйв, практику, опыт ведущих профессионалов.
- Кого будете приглашать вести лекции?
- Готовясь к перезапуску ЦРПК, мы, конечно же, собирали возможности, которые сюда можно привести. Это и акселераторы, и различные события. Чем крупнее будет масштаб, чем больше событий, тем интереснее сложится работа.
Берем акселератор RAISE, и заходим в него всем вузом. Или деловой фестиваль крымских предпринимателей Татарстана с участием вуза. Представляете, какой масштаб? С учетом нашей работы в бизнес-среде, список людей, которые бы хотели сотрудничать, довольно обширен. Мы помогаем таким конкурсам, как «Ты – предприниматель», «Молодой предприниматель Татарстана». Участники этих конкурсов могут поделиться со студентами опытом. И, кроме того, они ждут, что эти ребята пойдут к ним в команду.
В прошлом году мы привозили порядка 20 знаковых экспертов в разных областях. Они также могут стать мотиваторами. Если стимулом для студентов является тот или иной человек, мы, конечно, с ним свяжемся. Даже с представителями шоу-бизнеса, почему нет? Наш формат – это не сухие, скучные активности, это сообщество, в котором всегда интересно.
Мы приводим людей нестандартных. Они могут быть неизвестны широкой публике, но у себя в регионе это могут быть звезды. Парень, 25 лет – поднял деревню. Конечно же, он может стать примером для наших ребят.
- Можете привести пример успешного бизнеса для молодого предпринимателя?
- С прошлого года мы с партнерами занимаемся тематикой развития сельских территорий. Ключевая проблема здесь - это отсутствие денег и рабочих мест. Что надо сделать? Все просто: надо, чтобы люди заработали деньги и изменили свою жизнь. Это тема своего дела на селе.
Здесь снова важную роль играют акселерационные программы, о которых я говорил. Человек, приходящий с идеей в акселератор, понимает, есть ли на нее спрос. Ты тестируешь, спрашиваешь, реально ли закрываешь запросы потребителей.
У людей всегда была и есть потребность к выезду на сельские территории. Это тренд. Что нужно делать, чтобы этот тренд сподвиг людей заниматься делом? Вот вы молодой студент, ваши родители живут в сельской местности. У них есть дом. Вы можете начать свой бизнес с того, что есть на вашей родине. Выводите это на Airbnb, и в этот же день приходит звоночек. Люди со всего мира ищут места, где бы отдохнуть.
- Какова, на ваш взгляд, сегодня роль вуза в формировании предпринимательской среды?
- КИУ является университетом 3.0 – это вуз предпринимательского типа, где к двум традиционным миссиям, образовательной и научно-исследовательской, добавляется третья: коммерциализация знаний и технологий. Поэтому наша задача в том, чтобы через развитие экосистемы вуза привлекать разных людей, в том числе из других регионов. Большой пласт этой работы – развитие вуза как драйвера территорий.
Хотелось бы, чтобы вуз стал центром развития предпринимательской экосистемы Татарстана, драйвером развития территорий.
Напиши директору Центра и стань частью команды!
Рамиль Миннизянов 89179063218