Институт экономики, управления и права (г. Казань) - признанный центр социально-экономических и гуманитарных знаний в Поволжье. Предметом особой гордости института является то, что вуз уже второй год подряд является единственным грантополучателем РФФИ в Татарстане. В 2009 году на основании договора между Институтом синергийной антропологии (г.Москва) и ИЭУП (г.Казань) в Нижнекамском филиале последнего стал действовать Центр синергийной антропологии и социальной философии.
Институт экономики, управления и права (г. Казань) - признанный центр социально-экономических и гуманитарных знаний в Поволжье. Предметом особой гордости института является то, что вуз уже второй год подряд является единственным грантополучателем РФФИ в Татарстане. В 2009 году на основании договора между Институтом синергийной антропологии (г.Москва) и ИЭУП (г.Казань) в Нижнекамском филиале последнего стал действовать Центр синергийной антропологии и социальной философии.
Поэтому важным и необходимым звеном деятельности по формированию социально-антропологического сообщества стало проведение с 17 по 22 августа 2010 года всероссийской молодежной летней философской школы «Социально-философский и социокультурный потенциал современных антропологических концепций». Идея создания философской школы была заимствована у древнегреческих мыслителей. А инициатива исходила от кандидата философских наук заместителя директора по научной работе Нижнекамского филиала ИЭУП Олега Дмитриевича Агапова.
Тематика синергийной антропологии и применение ее идей и методов в социальной философии становится все более актуальной, - говорит он. - Она открывает новые перспективы в решении ключевых проблем современного человечества: религиозного экстремизма, сложностей межкультурного и межконфессионального диалога, кризисных феноменов антропологической динамики и других».
Возможно ли уложить в строчки рассказа-отчета всю многогранность события длиною в 5 дней? Программой школы были намечены и лекции именитых преподавателей, и круглый стол, и диспуты, и вечерние дискуссионные клубы. Лекции были интересными, дискуссии - бурными, обсуждаемые вопросы - острыми, а работа - продуктивной. Участниками школы стали известные в области синергийной антропологии профессора С.Хоружий, О.Генисаретский (Москва), С.Смирнов (Новосибирск), С.Аванесов (Томск).
Из 68 участников 41 имеет ученую степень. Однако все это лишь строгие, сухие, скупые слова. Главную ценность сложно передать в буквах. Она в том, что это - философская школа в ее первоначальном смысле. Подобная форма обучения-общения особенно характерна для академии Платона. И хотя Нижнекамск – далеко не Акрополь, понимание философской школы как пространства свободного для мыслеизъявлений, возможного только в кругу единомышленников, сказалось и на ее организации.«Любителям мудрости» необходима свободная дискуссия, ведь многие вещи познаются исключительно путем живого непосредственного общения. Обучение в такой области, как философия, невозможно «вписать» в стандарт лекций, где «мастер» выступает «транслятором» мудрости. Древние мыслители и их ученики обсуждали мировоззренческие вопросы, дискутировали, расходясь во взглядах и путем словесных баталий приходя к согласию.
«Я не помню когда еще в нашем городе происходило мероприятие подобного масштаба, поэтому был бы грех его пропустить, - говорит кандидат психологических наук Ирина Геннадьевна Ларионова (Нижнекамский филиал Московского гуманитарно-экономического института). – Привлекает уже одна возможность общения с именитыми учеными, людьми из различных регионов России. Да и заявленная тема конференции крайне волнующая. Синергийная антропология – это достаточно новое направление философии и поэтому вызывает к себе большой интерес. Поскольку я все-таки не философ, а психолог, и это не совсем моя область. Однако школа дала возможность расширить представления об изучаемых мною предметах и явлениях, взглянуть на них с иной точки зрения, изменить масштаб рассмотрения проблемы. Психология имеет дело с конкретным человеком, с обществом, а философия работает, на мой взгляд, с более обобщенными категориями. Разница в идеологических подходах, в категориальном аппарате. Сейчас формируется некая новая парадигма в данных философских исследованиях. Хотелось бы ею проникнуться или хотя бы немножечко к ней приблизиться и что-то оттуда извлечь. Я думаю, это обоюдно интересное событие: молодые имеют возможность получить опыт, знания – все то, чем богаты мэтры науки. А последние, в свою очередь, имеют возможность получить, пусть порой наивные, вопросы, которые заставляют их задуматься. Поэтому школа интересна и тем, и другим». География участников простирается от Орла, Москвы, городов Татарстана до Ульяновска, Саратова, Томска и Новосибирска. Можно с уверенностью сказать, что среди них нет случайных людей. Здесь собрались по-настоящему интересующиеся обозначенной научной проблематикой, увлеченные и говорящие на одном языке люди.
«Мой интерес к школе, с одной стороны, познавательный, с другой – есть свои мысли по этой теме, которые интересно обсудить в активной среде и компетентном сообществе, - делится впечатлениями участник школы соискатель МВГТУ им. Баумана Дмитрий Щукин. - Научная тематика, которая меня интересует с самого начала моего знакомства с синергийной антропологией, - отношение человека с техникой. Это связь дискурса собственно антропологического, где человек сам по себе, и его изначально не интересуют отношения с другими людьми, потому что они ничего нового о человеке не сообщают. Новое человеку открывается в его отношениях с иным – с сущим, с Богом, с виртуальными практиками. Меня занимает вопрос, где выход из антропологии, изнутри человека к обществу. Потому что, исходя из сути антропологического дискурса, просто необходимо, чтобы этот выход состоялся. Эти пути пока еще не прочерчены, они подлежат эврестическому освоению, - считает Дмитрий. - В школе появилось видение ситуации по проблеме в целом и понимание тех путей, которые позволяют ее решать. В этом плане полезно общение с коллегами из разных городов. Как заметил профессор Хоружий, школа - это «меню антропологического дискурса». Она дает те возможности, слова, термины, с помощью которых удобно и целесообразно развивать этот дискурс дальше. Владение этими инструментами можно считать уровнем компетенции современного философа-антрополога. Если человек понимает все соответствующие тексты, то для него антропология перестает быть вещью в себе, а человеческая реальность перестает быть скрытой, она начинает для него открываться».
И пусть в прошедшей в Нижнекамске не было традиционных для греческой философской школы обсуждений, сидя в кругу, под открытым небом, в благоухающих садах… Но во всем царил дух свободы: в стиле проведения лекций, во внешнем облике, манере общения учителей и учеников. Мириады сложных для восприятия на слух терминов перемежались добрыми шутками и лирическими отступлениями. А особо творческая атмосфера была в вечернем клубе. Моноспектакль-автобиография О.Генисаретского, фильм о М.Мамардашвили с его последним интервью для российского телевидения, обсуждение научных интересов молодых участников школы… Для полного возвращения к древней традиции и создания абсолютного ощущения «надмирности» происходящего не хватало, пожалуй, только пламени костра.
Нет, не найти слов, чтобы описать ту ауру. Она завораживала ощущением «свой среди своих», будоражила актуальностью обсуждаемых вопросов, заставляла забыть о своей жизни, но думать о задачах, стоящих перед целым миром, а значит, каждым из нас. Пять дней были насыщенными, но пролетели быстро. Есть горячее желание встретиться еще и продолжить обсуждение.
В выходные дни студенты и преподаватели школы побывали с экскурсией в Елабуге, являющейся образцом купеческой архитектуры XIX века и сохранившей свой неповторимый облик и ландшафт. Посетили музеи Историко-археологического комплекса «Елабужское городище», площадь Тысячелетия Елабуги, Мемориальный комплекс Марины Цветаевой, площадь Памяти и другие исторические места, купеческие улицы старинной части Елабуги, Шишкинские пруды и приняли участие в ежегодной Спасской ярмарке.