Дата публикации: 22 апреля 2021
Директор Центра китайского языка КИУ Анастасия Кокурина стала финалистом I Всероссийского конкурса учителей и преподавателей китайского языка «Язык дружбы».
Свыше 100 участников, 30 регионов и 41 город России – такая впечатляющая статистика конкурса, организованного университетом МГУ-ППИ в Шэньчжэне, Ассоциацией развития синологии и Научно-исследовательским институтом современной Азии при поддержке Посольства КНР. География участников – школьных учителей и преподавателей вуза – очень широкая: Владивосток, Ставрополь, Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург… Цель конкурса – выявить таланты среди тех, кто посвятил себя обучению китайскому языку.
«Конкурс проходил в два этапа. Первый этап – заочный, на нём нужно было подготовить методическую разработку», - рассказывает финалист конкурса, старший преподаватель кафедры иностранных языков и перевода, руководитель Центра китайского языка КИУ Анастасия Кокурина. «Я представила лексико-игровой метод формирования навыков устной неподготовленной речи. Это моя разработка, которую я давно и успешно использую на занятиях со студентами. Суть её заключается в том, что я даю ребятам два вида карточек, на одних изображена схематичная картинка, допустим, цветок, машинка, на других даётся грамматическая конструкция, например, «Если…, то….». Студентам нужно объединить все карточки в один логически связанный рассказ. Почему картинки схематичные? Потому что у всех они вызывают разные ассоциации. Например, «цветы»: для кого-то это «дарить цветы», для кого-то – «сажать цветы». Поэтому даже если студентам попадаются одинаковые карточки, они используют их по-разному. Так мы формируем креативное мышление и прорабатываем страх неподготовленной речи. Эта методика применяется на среднем этапе обучения, когда акцент переключается на формирование навыков устной речи и расширение словарного запаса».
По итогам заочного тура в финал прошло десять участников. На втором этапе финалистам предстояло провести урок для начинающих в программе Zoom. «Заранее мы не знали, кто будет слушателем, количество учеников, их возраст. В этом была большая сложность, ведь по ту сторону экрана могли оказаться и дети, и пенсионеры, и студенты, поэтому нужно было подготовить что-то универсальное», - делится впечатлениями Анастасия Александровна. «Цель занятия – замотивировать к изучению языка, при этом не было ограничений в содержании, какой аспект языка раскрывать: иероглифику, фонетику, историю или китайскую литературу. Нужно было продемонстрировать владение методикой преподавания китайского языка, владение компьютерными технологиями, т.к. урок проходил в онлайн-формате, умение снимать видеоролики. На моем занятии оказалось четыре человека, взрослые люди в возрасте от 35 до 40 лет. На уроке я раскрыла особенности китайского мышления – то, как мышление образами отражается в иероглифической письменности. Мы рассмотрели типы иероглифов, их этимологию. В конце я провела задание на проверку образного мышления. Занятие длилось тридцать минут, и десять минут было отведено на вопросы жюри».
В День китайского языка, 20 апреля, в пресс-центре «ТВ БРИКС» состоялась церемония награждения. Анастасия Александровна заслуженно получила статуэтку финалиста конкурса и ценные призы. Но, пожалуй, более важным приобретением стал опыт участия и возможность дальнейшего профессионального развития. У Анастасии Кокуриной вполне определенные планы после участия в конкурсе: «Я хотела бы вступить в Ассоциацию развития синологии, которая представляет собой конгломерат ведущих преподавателей китайского языка. Ассоциация нередко выступает организатором профильных конкурсов. Мне хотелось бы готовить студентов и выпускников для участия в них, это поможет развить их профессиональные компетенции и повысить языковой уровень».