Дата публикации: 5 ноября 2021
Молодой доктор экономических наук Дмитрий Манушин - первый выпускник нашего вуза, который получил высшую - докторскую степень.К своей цели Дмитрий Викторович шёл целых 10 лет. Это огромная работа, требующая максимальной концентрации интеллектуальных усилий, воли и любви к своему делу. В интервью Дмитрий Манушин рассказал о своем пути в науке, а также дал несколько советов студентам. Думается, они им будут очень полезны.
- Дмитрий Викторович, как прошла защита?
- Все прошло успешно. Разумеется, я волновался, но в результате все было успешно. Меня очень поддержали оппоненты. Те, кто читал мою работу, в основном делали акцент на ее преимуществах.
- Расскажите про свою диссертацию – итог нескольких лет упорного труда.
- Моя научная работа называется «Методология противодействия макроэкономическим кризисам: институциональный подход». Изначально я писал ее без научного консультанта. Написанный материал был в области антикризисного управления. Впоследствии мы существенно доработали его вместе с моим научным консультантом Сафиуллиным Ленаром Наилевичем.
- Как Вы преодолевали кризисы при написании диссертации? Были ли сложности?
- Если рассуждать с позиции психологии, я был абсолютно уверен в себе. У меня был настрой: я стопроцентно защищу докторскую. Внутренне у меня сложилось это убеждение, и оставалось только воплотить его в реальность.
- Это сильная позиция знающего себе цену ученого. А как вы к этому пришли? Расскажите, с чего начинали путь в науке.
- Особую роль в моем становлении занимает мой наставник, профессор Тимур Владимирович Крамин. В студенческие годы он был моим преподавателем и предложил заняться научной работой. Будучи студентом, я освоил бизнес-планирование, маркетинговые исследования, финансовый анализ. Затем Тимур Владимирович пригласил меня в аспирантуру. Я также нашел свое второе призвание в преподавании студентам КИУ. В 2006 году я успешно защитил кандидатскую диссертацию.
Значительное влияние на меня оказал знаменитый профессор Леонид Михайлович Рабинович. Выступая на заседании кафедры, он сказал, что читает очень важную дисциплину «Методика научных исследований по экономике». Обосновал, насколько она сложная и «неподъемная». Тогда он занимался этим практически в одиночку. Но меня всегда привлекали трудные задачи. Я подумал, что можно попробовать изучить эту тему. Уже являясь на тот момент кандидатом экономических наук, я начал писать книгу «Основы студенческих научно-исследовательских работ в области экономики». Книга заняла довольно много призовых мест по России, стала победителем ряда конкурсов. Сам Леонид Михайлович похвалил эту работу.При написании данной работы я и понял, как надо писать докторскую диссертацию. Всегда буду благодарен Леониду Михайловичу за этот импульс в работе. Это был поистине выдающийся ученый и наставник для очень многих.
Итак, примерно с 2017 года, когда я подготовил большую часть положений научной новизны, у меня сложилось внутренне убеждение, что я уже достиг уровня доктора наук, и мне нужно просто получить этому подтверждение.Зарядившись этим несоответствием между реальностью и моим внутренним ощущением, я каждый день шел домой и садился дорабатывать материал.
- О чем ваша диссертация, если вкратце?
- Идея работы в том, что кризис присутствует в экономике всегда. Нам не стоит расслабляться в ожидании его традиционных периодов, будь то подъем, спад или депрессия. Потому что даже в период подъема есть трудности, которые необходимо решать, а спад таит в себе новые возможности.
Вот у нас замечательно развито сельское хозяйство, мясная отрасль. Но, например, семенной материал для кур мы ввозим из-за рубежа. Если бы он был российского производства, данный скрытый кризис был бы устранен. Другой пример: мы экспортируем топливно-энергетические товары. Но сама зависимость нашей страны от экспорта этих товаров – это уже кризис. Когда мы глубже всматриваемся в ситуацию, понимаем, что всегда есть проблема, которую можно устранить. Решив эту проблему и получив существенный результат, мы понимаем, что в этой области есть кризис. А если результат от решения небольшой, значит, перед нами была лишь рядовая проблема.
- С теоретической частью понятно, а были ли в вашей работе любопытные цифры, математические вычисления?
- Да. Среди представленных мной математических моделей была эконометрическая модель: я посчитал, как влияет изменение социально-экономических показателей на отставки губернаторов. Выяснилось, что социально-экономические показатели оказывают минимальное влияние на отставки или назначение губернаторов. Причины их отставок в основном политические. Также выяснилось, что политические назначения работали лучше, чем назначения в результате выборов. В соответствии с этим мной также были предложены рекомендации.
Еще один новый подход заключается в том, что при реализации антикризисных мер следом нужны действия по ликвидации негативных последствий этих мер. По аналогии с медициной, когда врачи выписывают не только антибиотики, но и пробиотики – полезные микроорганизмы, нейтрализующие негативное воздействие антибиотиков.
Свежий пример - пандемия, во время которой была разработана хорошая вакцина, но людей не подготовили к необходимости вакцинирования. Психологическое убеждение тоже следует учитывать. Антикризисная мера должна быть так вписана в среду, чтобы люди хотели бы ее принять и реализовать.
- За какой срок вы написали докторскую диссертацию? Сколько лет готовились?
- Примерно десять лет, которые я бы разбил на три этапа. Думать на эту тему я начал даже раньше, в 2009 году, когда, по совету Гафуровой Гульнары Талгатовны, прочитал статью об антикризисных мерах Правительства РФ. Я подумал, есть ли что-нибудь на тему антикризисного управления на макроуровне? На тот момент были только антикризисные меры. А я предложил принципы, функции, этапы, методологию, модели и многое другое.
Первая часть работы – это понимание темы и плана. Тем, кому еще предстоит защищаться, я бы посоветовал вот что. Когда вы нашли пробел в научной области, которая вам интересна, нужно составить план. Этот план я бы посоветовал обсудить с докторами наук по выбранному направлению. Я в свое время так и сделал. В этой связи хочу выразить благодарность всем ученым, которые в свое время высказали свое мнение по поводу моего плана. В рамках второй части я предлагаю писать статьи, ориентируясь на названия параграфов этого плана. Я понимаю современных ученых, которым интересны многие аспекты, и которые пишут много исследований по разным темам, но до защиты диссертации я бы рекомендовал сконцентрироваться на одной теме. После того, как будет подготовлено необходимое число работ по выбранной теме, можно начать компоновать диссертацию. Семь лет, что я писал работу, я практически не отвлекался на изучение других вопросов. К примеру, только по вопросу макроэкономического кризиса я написал три статьи. Каждая следующая статья – параграф будущей диссертации. Завершающей частью работы является поиск диссовета, который готов принять диссертацию к рассмотрению и защите. Это тоже занимает немало времени, вплоть до нескольких лет.
- Опишите портрет современного ученого. Сколько надо работать, чтобы получить результат?
- Работать надо всегда. Любая входящая информация обдумывается с учетом того, как ее можно использовать в работе. Почему возник образ рассеянного профессора? Он сначала обдумывает все на предмет возможного использования в научной деятельности, а только потом реагирует. Чтобы идеи приходили чаще, надо ходить на конференции, открытые лекции.
Что касается графика работы: в день, когда у меня занятия (особенно с утра), работать бывает сложно. Поэтому я стараюсь заниматься научной работой в свободные дни. Планирую заранее. Обычно работаю с утра и до обеда. Это свободное время я стараюсь использовать максимально. Не всегда работа приходится на будние дни, иногда и в воскресенье полноценно работаешь. Когда чувствуешь, что устал, необходимо дать себе выходной.
Как я уже сказал, в первую очередь нужна сильная внутренняя мотивация. У меня это было желание подтвердить научный статус. Когда чувствуешь себя доктором наук, а тебя считают кандидатом, это очень серьезный мотиватор.
- Вы защитились в молодом возрасте, а какой возраст считаете идеальным для защиты докторской?
- Самое благоприятное время – от 40 до 50 лет. Если ты молодой, до 35 лет, и претендуешь на защиту докторской, у членов диссовета к тебе может быть настороженное отношение.
- Расскажите о своих планах теперь, когда защита позади.
- Я планирую активизировать и совершенствовать научную деятельность, в том числе это активизация научной работы моих аспирантов. Ну и жениться уже пора. Все мне об этом говорят. Значит, так тому и быть.
- Объясните первокурсникам, зачем нужно заниматься наукой.
- Занимаясь наукой, ты систематизируешь и обобщаешь свои знания. Когда студент занимается наукой, помощь научного руководителя неоценима. Ведь это бесплатные индивидуальные занятия, такого больше нигде не получить. Возьмите интересующую тему, проработайте ее с научным руководителем. Фактически по этой теме вы получаете бесплатного репетитора.
Помимо углубления знаний, наука - расширение кругозора и способность писать исследования. Не только научные, но и маркетинговые, анализ организации и т.д. Это позволит более углубленно учиться и, работая в организациях, выполнять более качественные исследования. Не соглашайтесь на план минимум – получить оценку. Двигайтесь дальше, думайте шире, добивайтесь большего.
- Можете дать студентам несколько советов: как добиваться своих целей? И как сохранять концентрацию на выполнении одной задачи в эпоху клипового мышления.
- В первую очередь нужна внутренняя мотивация: поймите, что вы хотите, и поставьте цель. При написании докторской диссертации у меня была такая цель. Даже если бы диссертацию не приняли, я знал, что не брошу этот вопрос. Надо было бы менять тему, заново писать работу. Но, к счастью, всё прошло успешно.
Вообще, чем отличается мечта от цели? Мечта - это абстрактное видение того, что ты хочешь достигнуть. А цель заключается в реализации задач. Для каждой задачи есть решение. В науке это так: сначала учимся писать тезисы. Потом пишем статьи. Написал несколько статей - вот тебе несколько параграфов диссертации.
Запомните, самоорганизация – это краеугольный камень будущего успеха. Если вы чего-то хотите добиться, распишите подробный план. И пошагово достигайте каждого этапа.
- Расскажите о роли КИУ в вашей научной карьере.
- КИУ - очень благоприятная среда для ученого. Я знаю это на собственном примере. Мой наставник Тимур Владимирович Крамин заинтересован в том, чтобы сотрудники занимались научной работой, писали статьи. Сам он всегда поддержит, проконсультирует по научным вопросам. Он был создания двух моих монографий.
Отдельное спасибо - ректору Асие Витальевне Тимирясовой, первому проректору Игорю Измаиловичу Бикееву за крепкую организационную поддержку вузовской науки.
Как и в других аспектах вузовской жизни КИУ, в научной работе созданы комфортные условия. Это по-настоящему мотивирует заниматься научными исследованиями - на благо вуза, республики, страны.