Дата публикации: 20 февраля 2023
На базе нашего вуза была организована сессия под названием «Консультирование и сопровождение семьи особого ребенка», и это неслучайно: более 10 лет университет является проводником идей инклюзивного образования в Татарстане. У нас открыта первая в республике кафедра теоретической и инклюзивной педагогики, успешно работают лаборатория технологий инклюзивного образования, центр психолого-педагогической помощи детям, НИИ педагогических инноваций и инклюзивного образования. Среди наиболее эффективных исследовательских проектов – «Технологии снижения инвалидизации детей - от внутриутробного состояния до зрелости», «Цифровизация инклюзивного образования», «Инклюзивное образование как педагогическая инновация». На основе проведенных исследований защищаются диссертации, проводятся круглые столы и форумы. Традиционной стала научно-практическая конференция «Преемственная система инклюзивного образования», которая в марте пройдет уже в 12-й раз! Эта огромная работа ведется под руководством проректора по непрерывному образованию, доктора педагогических наук, профессора Дании Загриевны Ахметовой, у которой много единомышленников и последователей по все стране.
Обо всем этом участникам встречи рассказала ведущая сессии ректор университета Асия Витальевна Тимирясова. Тема инклюзии хорошо знакома ей и как заместителю председателя Общественной палаты РТ, куда нередко за помощью обращаются и родители детей с ОВЗ, и сообщества, занимающиеся проблемами таких семей.
- Эффективность инклюзивного образования зависит от междисциплинарного, комплексного подхода, параллельного решения всех аспектов: учебно-воспитательного процесса, социализации обучающихся, их трудоустройства и сопровождения. И рассматривать эти проблемы необходимо в контексте непрерывности и преемственности, - подчеркнула Асия Витальевна.
Появление на свет особенного ребенка – трагедия для семьи. «И число таких детей меньше не становится», - заметила в своем выступлении начальник управления общего образования Министерства образования и науки РТ Татьяна Георгиевна Алексеева. Как помочь родителям принять ситуацию, какую психологическую помощь оказать семье?.. Ответ один: необходимо выстраивать целостную систему сопровождения таких семей, и в нашей республике уже накоплен хороший опыт.
Заведующий лабораторией технологий инклюзивного образования КИУ доцент Маргарита Александровна Филатова-Сафронова на протяжении 15 лет состоит в общественном движении «Под крылом семьи». Одно из его направлений - организация проектов в поддержку семей, имеющих детей с ОВЗ и инвалидностью. Эти проекты показывают эффективность поддержки со стороны специалистов. Но не только... Мамы, воспитывающие детей с ОВЗ и инвалидностью, тоже делятся опытом прохождения трудного, порой болезненного пути принятия диагноза своего ребенка и своим примером показывают, что они успешно его преодолели.
Этой теме был посвящен доклад Маргариты Александровны «Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ и инвалидностью: от отчаянья - к принятию и любви». Она рассказала, через какие этапы проходят родители детей с нарушениями в развитии, а также о возможностях оказания им психологической поддержки.
Психологи выделяют четыре фазы психологического состояния в процессе становления родительской позиции к ребенку-инвалиду: шок; отрицание; частичное осознание и принятие диагноза ребенка, сопровождаемое чувством «хронической печали»; начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием диагноза, установлением адекватных отношений со специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям.
Конечно, семьи разные, и процесс принятия проходит по-разному и в разные сроки. В одних семьях можно наблюдать цикличность прохождения стадий и каждый новый виток может повторяться на разных возрастных этапах развития или быть запущен ухудшением состояния ребенка. Пройти все этапы принятия достаточно сложно. И хорошо, если рядом окажутся чуткие, понимающие люди – родственники, специалисты: врачи, массажисты, психологи, которые помогут преодолеть сложный период.
Выступлений было много, а главное, они содержат реальные, практически применимые предложения. Так, президент Ассоциации кадрового менеджмента, председатель координационного совета партнеров движения «Абилимпикс», инклюзивный профориентатор Светлана Александровна Ганеева рассказала о трудовой занятости лиц с ОВЗ или инвалидностью в инклюзивной среде. Ассоциация кадрового менеджмента предлагает все возможные формы занятости: фриланс, самозанятость, проектную деятельность. Кроме того, разработан проект «Фабрика без границ», суть которого – предоставить каждому участнику возможность с помощью наставника реализовать свою идею и довести ее до монетизации.
Прежде чем приступить к выступлению, Дарья Андреевна Карпова, заместитель директора по экспериментальной работе и дополнительному образованию Института коррекционной педагогики, высоко оценила деятельность, которая ведется в Татарстане в рамках национального проекта «Образование»: «Перспективным является то, что в эту работу включены дошкольные образовательные учреждения, потому что чем раньше начать коррекционные работы с ребенком, тем лучше результат!»
Дарья Андреевна привела данные совместного исследования Агентства стратегических инициатив и Института коррекционной педагогики. Исследование показало, что 86 % детей, включенных в систему ранней помощи (от 0 до 3 лет), к своим 7 годам могут поступить в обычную массовую школу. Настолько высок реабилитационный эффект!
Вывод по результатам сессии можно сделать такой: жизнь не останавливается с рождением ребенка с ОВЗ, она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребенка и любить его таким, какой он есть. И прилагать все усилия для его реабилитации и социализации. А условия для этого и, главное, специалисты, готовые протянуть руку помощи, есть! Понятие инклюзии все-таки шире, чем просто включение человека с ограниченными возможностями здоровья в социум. Инклюзия позволяет нам осознать, что каждый человек уникален!
Главный редактор газеты «Вести университета» - Мазитова Наиля Римфатовна.