В субботу 17 марта в Академии творчества и развития «Созвездие талантов», в одном из ее подразделений - школе раннего развития «Умка», произошло значимое событие не только в жизни института, но и всего города – Первая Олимпиада по психологии для учащихся начальных классов «Юный психолог».
В субботу 17 марта в Академии творчества и развития «Созвездие талантов», в одном из ее подразделений - школе раннего развития «Умка», произошло значимое событие не только в жизни института, но и всего города – Первая Олимпиада по психологии для учащихся начальных классов «Юный психолог».
Этот год в институте экономики управления и права объявлен Годом психологии, поэтому, наряду с традиционными мероприятиями - Олимпиадой для студентов-психологов, Олимпиадой для учащихся старших классов, мастер-классами, тренингами, сотрудники факультета психологии решились и на смелые эксперименты. Одним из них и стала Олимпиада по психологии среди учащихся начальных классов. В задачи Олимпиады входило выявление талантливых, научно одаренных детей Казани; содействие раскрытию их способностей и дальнейшему образованию в сфере психологии и других социальных науках; повышение интереса детей к научно-исследовательской работе в области психологии; а также укрепление делового и научного сотрудничества между школами и Институтом экономики, управления и права.
По школам Казани, в которых ведется работа психологов, были разосланы информационные письма, и шквал заявок на участие буквально засыпал организационный комитет. После предварительных отборов в финал вышло 7 участников.
Субботним днем юные участники в сопровождении своих родителей и психологов школ пришли, чтобы показать свои начальные знания в области психологии. На входе гостей встречал сказочный герой – символ школы раннего развития – Умка (студент 4 курса психологического факультета ИЭУП Александр Гринцов), который к концу мероприятия благодаря профессиональному подходу даже… заговорил!
В уютном музыкальном классе все было готово: начиная от порядковых номеров на столах, заканчивая соками, подарками и благодарственными письмами.
Открыл Олимпиаду романтический видеосюжет о богине Психее. «В древнегреческой мифологии есть легенда, рассказывающая о взаимоотношениях бога любви Эрота и прекрасной Психее. Эти герои смогли преодолеть боль, обиду, зависть и достичь полной гармонии и любви. Некоторые ученые считают, что в мифе изложена вся история становления души человеческой, ведь «Психея» переводится с древнегреческого как «душа», а наука, которая раскрывает тайны души, – психология. Именно ей посвящена Олимпиада, потому что это - величайшая наука о человеке!»
Олимпиада состояла из нескольких этапов. Первым этапом стал теоретический блок, где детям предлагались различные ситуации и вопросы, связанные с ними, в которых нужно было отгадать ведущий психический процесс. Ведущая Олимпиады Маргарита Александровна Филатова-Сафронова вдохновенно общалась с детьми; играла с ними в игры «Снежный ком» (где ведущим психическим процессом выступала память), «Класс, делай так!» (упражнение, выполнение которого невозможно без внимания), играла на фортепиано (для демонстрации звуковых ощущений), угощала вкусными пирожными, которые детишки сначала разглядывали, потом нюхали, а потом и пробовали на вкус (чтобы на практике познакомиться с тем, что же такое восприятие). Так как задания были взяты из повседневной жизни, то ребята удачно с ними справились. Хотя не обошлось и без привычных школьных шалостей – подсказок и подсматриваний. За подсчет верных ответов отвечал студент 4 курса психологического факультета Ипатов Роман.
На втором этапе все участники получили возможность проявить себя в роли психолога-диагноста. У каждого было домашнее задание – составить психологический портрет своего любимого кино- или мультгероя. И все присутствующие оказались на вернисаже. Кого здесь только не было: и молодой Крокодил Гена, и Коралина, и Гарри Поттер, и даже Оптимус Прайм. Всем запомнилась презентация о неутомимой Маше из мультфильма «Маша и Медведь», выполненная Сафиной Кариной, ученицей 4 класса школы № 129. Не менее интересной стала презентация психологического портрета знакомого всем с детства Крокодила Гены, которую представлял ученик 3 класса Шаймарданов Айдар. Удачно выбранный им ход – нахождение аналогий с любимым героем - заставил улыбнуться всех присутствующих.
Но абсолютным победителем в данном испытании стала ученица 3 класса татаро-английской гимназии № 16 Филатова Вероника. Ее блестящая презентация о Джеке Воробье, главном герое серии фильмов «Пираты Карибского моря», вызвала шквал аплодисментов. И члены жюри, и сами участники, и их родители были сражены тем, как грамотно Вероника обрисовала характерные черты своего любимого героя, профессионально использовала психологические термины и показала ораторское мастерство. Несомненной наградой за главное испытание Олимпиады стало получение юной психологиней номинации «Самый креативный психолог».
И венчал Олимпиаду третий этап – практический. Ребята познакомились с основными формами организации деятельности психолога. Замечательные тренеры Лутфуллина Оксана и Дронова Наталья, студентки 5 курса психологического факультета ИЭУП, с профессиональным мастерством провели тренинг, на котором ребятишки увлеченно и самозабвенно играли в психодинамические игры. Особенно им понравились игры «Дрозд, дрозд», «Принц, Принцесса и Дракон», «Хомячки». А то, что на мастерской среди участников был и Умка, вызвало восторг у ребятишек.
И, наконец, награждение. Все волновались. Однако организаторы Олимпиады продумали все, чтобы обиженных и расстроенных не осталось. Все участники получили дипломы победителей. В номинации «Самый позитивный психолог» лучшей стала Данилова Светлана, ученица 3 класса школы № 95. «Самым инициативным психологом» был выбран Гильманов Руслан, ученик 4 класса школы № 49. «Самым коммуникабельным психологом» определили Адигамова Радиона, ученика 4 класса школы № 129. Гран-при «Самый юный психолог» достался первокласснику школы № 80 Кутлину Владиславу. А лидеры второго тура – Филатова Вероника, Сафина Карина, Шаймарданов Айдар стали лауреатами Олимпиады. Все участники получили памятные призы – значки «Юный психолог», календари с символикой ИЭУП и академии «Созвездие талантов», воздушные шары. И безусловным фаворитом среди призов для всех детей стал белый плюшевый мишка, которого многие сразу назвали «Умкой».
Какие же впечатления остались у тех, кто был на Олимпиаде – у участников, психологов школ, организаторов?
Вот, что говорят дети: «Было очень интересно, весело, познавательно!». Педагог-психолог школы-гимназии № 16 Гузель Ильдаровна Хафизова отметила, что данное мероприятие очень важно как для детей, так и для взрослых, оно выполняет образовательную миссию, а для психологов - и диагностическую. Психолог школы № 80 Светлана Геннадьевна Сафиуллина также осталась очень довольна, неоднократно говорила о чудесной организации Олимпиады. Ну а главный организатор и ведущая - доцент кафедры психологии развития и психофизиологии, кандидат психологических наук Маргарита Александровна Филатова-Сафронова, с улыбкой сказала: