Дата публикации: 27 марта 2023
Ректор КИУ, заместитель председателя Общественной палаты Республики Татарстан, Председатель Общественного совета при Министерстве образования и науки Республики Татарстан Асия Тимирясова выступила на Межрегиональном круглом столе «Инклюзивный путь в образовании» с участием представителей некоммерческого сектора Тюменской области и Татарстана.
Мероприятие стало площадкой для обсуждения общих проблем развития системы обучения и реабилитации лиц с дополнительными потребностями и инвалидностью и обмена эффективным опытом между коллегами из двух регионов. Предложения и рекомендации, разработанные по итогам круглого стола, будут представлены в Общественной палате России.
Ректор КИУ выступила с докладом о комплексном подходе к развитию инклюзивного образования. Она определила главные направления в этой сфере и поделилась опытом Казанского инновационного университета.
В докладе ректор подчеркнула, что КИУ является научно-методическим центром по внедрению инклюзивного образования в Республике Татарстан. За этим статусом стоит большая работа. В вузе создана комплексная структура по изучению и развитию инклюзивного образования, в которую входят:
Кафедра теоретической и инклюзивной педагогики (создана в 2012 г.).
Центр психолого-педагогической помощи детям с дислексией, дисграфией и другими речевыми нарушениями «VERA» (создан в 2013 г.).
Лаборатория технологий инклюзивного образования (создана в 2014 г.).
Научно-исследовательский институт педагогических инноваций и инклюзивного образования (создан в 2017 г.).
Временные творческие коллективы (врачи, психологи, педагоги, социологи, IT-специалисты).
За 10 лет был исследован опыт регионов России и 15 стран мира (с выездом в Скандинавские страны, Казахстан, Кыргызстан, Китай, Германию, США). Ученые КИУ исследовали методологию, технологии, эффективные практики инклюзивного образования. «Сегодня мы сотрудничаем с партнерами в 18 регионах России, 6 стран мира, - отметила ректор. - За 12 лет более 4 тысяч человек посетили 12 международных ежегодных конференций, организованных в КИУ. По инклюзивному образованию и социокультурной инклюзии реализованы проекты, поддержанные грантами регионального и федерального уровня».
Недавний пример: 15-17 марта 2023 года проведен Международный Форум «Преемственная система инклюзивного образования: современные вызовы», в котором приняли участие представители более 20 регионов России, всех муниципальных образований Татарстана, стран СНГ (Казахстан, Беларусь), Италии, Перу. За 3 дня форума проведены: Олимпиада школьников и студентов «ВМЕСТЕ МЫ-СИЛА!», инклюзивный фестиваль и XII Международная научно-практическая конференция. Всего в Форуме приняли участие около 1000 человек. В подготовке мероприятий Форума учтены современные глобальные вызовы общества к образованию, среди которых цифровизация, обеспечение безопасности граждан, здоровьесбережение граждан, создание эффективных систем обучения и социализации «особых» людей в условиях культурно разнообразной среды страны.
Ректор также отметила, КИУ осуществляет научное руководство развитием кластера по преемственной системе инклюзивного образования.
В настоящее время реализуется уже второй проект федеральной инновационной площадки, созданной на базе нашего Университета. По словам ректора, проект ФИП «Создание и развитие кластерной системы инклюзивного образования в Республике Татарстан» (2014-2019годы) был признан одним из лучших в России и предложен для распространения этого опыта в России.
«Наиболее чувствительная область в системе инклюзивного образования – это сопровождение семей детей с ОВЗ и инвалидностью, - сказала ректор. - Проблема консультирования и сопровождения семьи особого ребенка является наиболее актуальной в организации инклюзивного образования: именно семья является опорой ребенка, родители таких детей психологически травмированы, испытывают фрустрацию. К сожалению, в настоящее время еще не сложилась целостная система сопровождения таких семей. Наш вуз реализовал один грантовый проект по психолого-педагогическому сопровождению таких семей на базе Центра развития ребенка - ДОУ № 16 г. Казани, поддержанный Министерством экономики Республики Татарстан».
Асия Тимирясова упомянула активно реализуемую в республике на протяжении 10 лет работу НКО по социокультурной инклюзии: «Не вместо, а вместе», - под таким девизом были реализованы многие проекты НКО при поддержке администрации города Казани, в том числе региональных грантов и субсидий».
Ректор осветила работу научного коллектива НИИ педагогических инноваций и инклюзивного образования КИУ. «В настоящее время ведутся обширные исследования наиболее перспективных проблем инклюзивного образования и социокультурной инклюзии: инклюзивное образование как педагогическая инновация, цифровизация инклюзивного образования, технологии снижения инвалидизации детей: от внутриутробного состояния до зрелости личности, этнокультурное и поликультурное образование, дислексия и дисграфия как причина снижения школьной успеваемости, - сказала ректор.
Резюмируя, ректор подчеркнула, что эффективность инклюзивного образования детерминирована междисциплинарным комплексным подходом, параллельным решением всех его аспектов – учебно-воспитательного процесса, социализации обучающихся, трудоустройства, научно-методического сопровождения этого процесса.