В этом году Казанскому инновационному университету 30 лет, в связи с этим продолжаем вас знакомить с династиями преподавателей КИУ. 155 лет насчитывает педагогическая династия Шкаровских – Рабиновичей – Гришиных. Двое ее представителей тесно связаны с нашим университетом. Это уважаемый всеми профессор, доктор экономических наук Леонид Михайлович Рабинович и его внучка – старший преподаватель кафедры маркетинг-менеджмента Наталья Валерьевна Гришина.
До нашего вуза Леонид Михайлович почти сорок лет работал в Казанском сельхозинституте. Среди его учеников – первый Президент нашей республики Минтимер Шарипович Шаймиев и Раис Татарстана Рустам Нургалиевич Минниханов… Заслуги профессора Рабиновича отмечены многочисленными регалиями и наградами.
В 1997 году Леонид Михайлович перешел в Институт экономики, управления и права (так назывался наш университет до 2016 года). Он был другом и сподвижником Виталия Гайнулловича Тимирясова и, как рассказывал наш первый ректор, многое сделал для становления как вуза, так и экономического факультета.
В Леониде Михайловиче были воплощены лучшие черты настоящего российского ученого: интеллигентность, достоинство, смелость. И не забыть его доброжелательность, отзывчивость, блестящее чувство юмора… Леонида Михайловича не стало осенью 2021 года. 6 марта ему исполнилось бы 90 лет!
В год юбилея профессора мы побеседовали с продолжателем династии Натальей Валерьевной Гришиной.
– Ваша педагогическая династия берет начало с конца XIX века. Ее основоположник – ваш прапрадедушка Лев Наумович Шкаровский – был учителем точных наук, 40 лет отдал образованию. Известна ли семье история его жизни?
– К сожалению, особых подробностей нет. Я знаю, что Лев Наумович всю свою жизнь, вплоть до начала Отечественной войны, проработал в школе в Одессе, когда началась война, был эвакуирован в Узбекистан, затем в Молотов (ныне Пермь), и дальше уже была Казань, где в силу возраста он оставил педагогическую деятельность.
– Застали ли Вы своего прадеда Михаила Петровича Рабиновича? Из рассказов Леонида Михайловича я знаю, что это был строгий, педантичный в работе и в науке человек и того же требовал от других, в том числе от своего сына.
– Своего прадеда я тоже не застала. Только по рассказам родных знаю, что работа для него была всем. Но Леонид Михайлович оставил свои мемуары, и вот что он пишет о своем отце: «Папа был кандидатом экономических наук и начальником учебной части крупнейшего в стране Одесского сельскохозяйственного института. С началом войны семья эвакуировалась в Молотов, и в эвакуации ему предложили место заведующего кафедрой экономики и организации производства и проректора Молотовского сельскохозяйственного института по науке.
В 1954 году Министерство образования и науки СССР предложило папе возглавить впервые организованную кафедру экономики и организации сельскохозяйственного производства в Казанском государственном ветеринарном институте, где он и проработал до конца своих дней.
На активную деятельность моего отца в Татарстане по внедрению в производство достижений экономической науки, организацию и проведение районных, республиканских и зональных конференций, широкую публикацию в разных источниках обратили внимание руководители республики. И ему предложили по совместительству читать курс “Организация производства в сельскохозяйственных предприятиях” в Казанском государственном сельскохозяйственном институте и принять участие в подготовке самого главного в то время научно-практического печатного издания “Научная система ведения сельского хозяйства”. Монография, в создании которой участвовали 84 ведущих ученых и специалиста агропромышленного комплекса, стала настольной книгой каждого грамотного и уважающего свою работу руководителя, она выдержала шесть изданий (последнее – в 1994 году). Сейчас ее найти невозможно».
А вот что Леонид Михайлович говорит о своем отце в интервью нашей университетской газете в 2009 году: «Отец был строг. Обратишься за советом – только и скажет: “Думай!” Даже не посмотрел план моей диссертации – ни кандидатской, ни докторской. Правда, на готовую работу взглянул: “Ну, ничего, мог бы и лучше написать”. Отец – ученый, известный в СССР экономист – считал, что человек сам должен брать на себя ответственность за свое решение и только самостоятельность в науке может принести плоды».
– Наталья Валерьевна, какой след оставил в Вашей жизни Леонид Михайлович, что Вы вынесли из общения с ним?
– Мой дедушка для меня всегда был и останется образцом настоящего педагога – искренне любить свое дело, делать не как все (оригинально) и только на полную силу (или не браться вообще), быть честным и стараться зажечь искру в глазах каждого студента.
А еще он научил меня жить так, как хочется. Дедушка часто говорил, что жалеет о том, что редко прислушивался к себе и многие мечты так и остались неосуществленными. Он поддерживал меня в любых моих начинаниях (иногда самых безумных), никогда не осуждал и в свое время открыл для меня педагогический мир (хотя быть преподавателем я никогда не планировала и, окончив Казанский финансово-экономический институт, видела себя экономистом).
– В чем Леонид Михайлович служит для Вас примером? Каким он был дедушкой?
– Конечно же, такой человек не мог быть обычным дедушкой в общепринятом понимании. Правда, посиделки у костра и яблоки из собственного сада тоже были. Но даже на дачу он всегда брал с собой работу, я вообще не могу вспомнить его праздно гуляющим – мозг работал всегда, благодаря чему он сохранил ясность ума буквально до последних дней.
Дедушка был страстным полемистом, автолюбителем, играл на мандолине, гитаре и аккордеоне, увлекался фотографией, путешествиями и всем новым, в том числе техникой.
– Ваш путь в преподавательскую деятельность… Можно ли сказать, что этому способствовал Леонид Михайлович? Давал ли он Вам какие-то советы, наставления по работе?
– После окончания института я пошла работать в экономический отдел крупной строительной компании. Не скажу, что мне там очень нравилось, но первое время было достаточно интересно. По прошествии пары лет мне стало там невыносимо скучно и однообразно, и дедушка предложил попробовать себя в роли ассистента кафедры нашего университета (тогда ИЭУП). Это казалось очень сомнительной идеей, так как я вообще не представляла себя в этой роли, более того, мне тогда казалось, что это точно не мое (сегодня меня иногда охватывает ужас, что было бы, если бы я не рискнула тогда). Но когда впервые вошла в аудиторию, я чудесным образом ощутила себя на своем месте – я точно знала, что, как и когда нужно говорить и делать. Никакой паники или дискомфорта (гены – сильная вещь).
Конечно же, дедушка очень помог мне в поиске себя в этой профессии, много рассказывал о подготовке и ведении занятий, о том, каким должен быть настоящий преподаватель. И он давал мне веру в себя – в то, что у меня обязательно получится, только нужно постараться. Помню, как ходила к нему на лекции и ужасно гордилась. И мне очень хотелось стать таким же профессионалом, как он.
– Что для Вас значит Ваша работа, общение со студентами?
– Для меня моя работа – это как правильный пазл, с которым картина моей жизни стала цельной и наполненной. Работа со студентами провоцирует меня бросать вызов себе, исследовать, постоянно искать что-то новое, вызывать интерес и быть на одной волне с ними. У меня самые лучшие студенты, и общение с ними – это всегда взаимообмен знаниями, энергией, искрой.
– На Ваш взгляд, есть что-то общее, объединяющее представителей династии Шкаровских – Рабиновичей – Гришиных?
– Думаю, это преданность выбранному пути и острое желание гореть и зажигать сердца.
Беседовала главный редактор газеты "Вести университета" Наиля МАЗИТОВА