Дата публикации: 11 июля 2024
В преддверии Саммита стран БРИКС в Казани в октябре 20204 г. по инициативе КИУ имени В.Г. Тимирясова и поддержке Россотрудничества, Общественной палаты Республики Татарстан 12 сентября пройдет международный круглый стол «Общественность за суверенное развитие». О том, каковы будут цели и задачи круглого стола, его миссия и круг участников, читайте в обсуждении профессора КИУ имени В.Г. Тимирясова, д.ф.н., советника ректора по стратегическим инициативам Олега Агапова и д.э.н., почетного профессора КИУ, Заместителя председателя Научно-консультативного совета Всероссийского центра изучения общественных мнений Иосифа Дискина.
- Иосиф Евгеньевич, почему концепт суверенности стал ключевым для обсуждения на круглом столе?
- Мы полагаем, что проблема суверенного развития является объединяющей для всех уже действующих участников БРИКС или тех, кто заявил о своём присоединении к этому объединению. Конкретнее мы исходили из целого ряда соображений. Прежде всего, страны, входящие в БРИКС +, очень разнообразны. Налицо огромное разнообразие интересов, и, более того, имеются даже противоречия во взаимоотношениях. Я не буду говорить о банальностях, таких, как, например, о сложностях между Китаем и Индией, двумя экономическими, геополитическими, цивилизационными гигантами.
Но, тем не менее, мы видим, что и Индия, и Китай вполне успешно взаимодействуют в рамках Шанхайской организации и активно участвуют в деятельности БРИКС. Что же всё-таки превалирует в соображениях, которыми руководствуются лидеры этих стран? Что же двигает странами, выбирающими собственный путь развития? Почему так важно отстаивать суверенный курс?
Лидеров и народы БРИКС, на наш взгляд, объединяет борьба против прежней модели одномерной глобализации. Модели, основанной на доминировании системы априорно заданных идеологами коллективного Запада ценностями и институтами. Какое - то время это работало. Мы знаем, что Китай - главный бенефициар прежней модели глобализации. Но за это пришлось серьёзно заплатить. Страны Запада стали требовать от Китая, Индии и России соответствия требованиям глобальных финансово-экономических институтов, прежде всего мирового банка, МВФ, и так далее. Это стало довольно быстро сдерживать экономическое развитие стран БРИКС.
Однако, был и гораздо более серьёзный вызов. Во всех этих странах стали формироваться политизированные идеологические слои, ориентированные на внешние ценности и представления, на принадлежность к глобальным элитам. Подобная модель глобализации стала генерировать социально-политические риски. Это начало сказываться на подрывной активности этих элит в Китае, которая была жестко подавлена. И мы у себя в России хорошо знаем характер этих дискуссий: «важнее не разорвать отношения с Западом, и ради этого пожертвовать определёнными направлениями нашего развития».
Фактор осознания того, что прежний тренд глобализации систематически генерирует социально-политические риски, вызвал острую драматизацию в дискуссиях интеллектуалов стран, входящих в БРИКС +. Стало ясно, что необходима ориентация на суверенное развитие, на учёт ценностей, норм и представлений, лежащих в основе этих стран. Речь, прежде всего, идет об исторических, культурных, религиозных ценностях и традициях. И это, соответственно, необходимые условия суверенного развития. Только следование этим курсом позволяет преодолеть внутренние социально-политические противоречия. И во всех странах, входящих в БРИКС+, встал вопрос о защите суверенитета против внешнего идеологического и политического вмешательства. В результате эта тематика переместилась в центр внимания.
- Какие вопросы будут больше всего обсуждаться на круглом столе?
Круглый стол соберет представителей институтов гражданского общества, поэтому в фокусе будут не геополитические и социально-политические проблемы. Полагаю, что специфика нашего круглого стола будет в том, чтобы поднять вопрос о том, что без консолидированной общественной поддержки удержать суверенное развитие невозможно. И здесь есть наглядный пример. Конкретнее, Аргентина двигалась в сторону БРИКС твердо и уверенно, но внутриполитические осложнения привели к тому, что к власти в Аргентине пришел человек, твердо ориентированный на США. Я думаю, что это временно, и, тем не менее, мы видим, что без консолидации общественности на поддержку стратегии суверенного развития нет гарантии устойчивости этого курса. И, соответственно необходимо осознание неизбежности идейно-политического противоборства с теми, кто угрожает суверенному развитию. Именно в этом наша идея.
Проведением круглого стола в преддверии Саммита БРИКС в октябре 2024 г. в Казани, мы хотим инициировать более широкое, более масштабное международное движение за консолидированную общественную поддержку национального курса на суверенное развитие. Это нужно для того, чтобы общественности стали понятны риски и вызовы, возникающие в том случае, когда у сторонников суверенного развития нет четкой позиции.
Более того, общественная поддержка суверенного развития предполагает также идейное, политическое и гражданское давление на ту часть элит, которая выступала бы либо против, либо в сторону уменьшения роли суверенных ориентиров.
Мы сейчас видим отражение этих дискуссий в ходе недавних выборов в Иране. Безусловно, победа президента-реформатора не является хоть какой-то уступкой идее суверенного развития, но все же звучали слова о том, что не надо перегружать ценности суверенитета, что нужно иметь возможность диалога с разными геополитическими силами и так далее. Но за этим последовало мягкое увещевание рахбара, который в значительной степени является выразителем общественных интересов Ирана. Он сказал, что рациональные аргументы — это очень важно, но гораздо важнее принципы, на которых строится развитие Ирана.
Аналогичные споры были и в ходе выборов в Индии, где оппозиция в лице Рахула Ганди говорила о том, что национализм Нарендры Моди создаёт угрозу для стабильности. И Моди в ответ сказал, что мы будем укреплять межнациональные и межрелигиозные отношения, но не за счёт уступок принципам следования традиционным историческим и религиозным ценностям.
Весь спектр проблем, которые мы будем обсуждать 12 сентября, не являются надуманными, они существуют в национальных дискуссиях стран БРИКС +. Здесь важно найти, если не золотую середину, то золотую меру, которая позволила бы выстроить соотношение между верностью принципам и ценностям суверенного развития и необходимостью уважения и учёта интересов меньшинств. При том, что в отличие от Запада, меньшинства не должны диктовать свои требования большинству. В этом смысле, это курс не либеральный, но последовательный, демократический, учитывающий представления и интересы большинства.
- Каков круг участников конференции?
- Это значимые, авторитетные в российском дискурсе фигуры. К примеру, генеральный директор Мосфильма Карен Георгиевич Шахназаров, большой художник, автор популярных фильмов: даже Президент, вручая ему орден, в шутку попросил флешку с его последней киноработой. Помимо этого, он ещё и значимый общественный авторитет, ставящий во главу своих представлений миссию России.
Мы также придаем большое значение участию видных религиозных деятелей, поскольку я уже говорил, что суверенное развитие предполагает обращение к историческим и религиозным ценностям. Согласие на участие уже выразил один из лидеров мусульманской уммы Альбир-хазрат Крганов. Выразил свое согласие лидер протестантской общины, глава российских пятидесятников Сергей Васильевич Ряховский. Это и главный редактор журнала «Фома», российский журналист и педагог Владимир Романович Легойда. Нужно только учесть, что для участия он должен получить благословение Патриарха. И, если это, как мы надеемся, случится, можно будет говорить о том, что будут представлены крупнейшие религиозные конфессии России.
Мы обратились также к крупным представителям общественности. Это генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров, который является не просто исследователем, но видным общественным деятелем, к словам которого прислушиваются.
Мы получили согласие человека, имя которого хорошо известно в мире, с именем которого связаны огромные успехи современного Татарстана. Первый президент Республики Татарстан Минтимер Шарипович Шаймиев – фигура абсолютно сакральная. Меня с ним связывают 35 лет общественно-политического сотрудничества. Мы признательны, что он выразил своё согласие. Также сопредседателем оргкомитета является виднейший общественный деятель республики Зиля Рахимьяновна Валеева. За ее спиной стоит историческая заслуга в том, чтобы памятники Татарстана стали памятниками, признанными ЮНЕСКО, мировым сообществом. Это, прежде всего, знаковые фигуры для общественности, не только российской.
Аналогичным образом мы подошли к приглашению деятелей из Китая, Индии, Ирана. Пригласили одного из принцев ОАЭ, занимающегося гуманитарными проблемами развития. Кроме того, мы пригласили представителей профильных структур государственной и федеральной власти. Речь идёт о заместителе руководителя Россотрудничества Дмитрии Валериевиче Поликанове. Как видим, на круглом столе будет не столько экспертное обсуждение, сколько диалог с участием людей, которые обладают необходимой квалификацией и общественным авторитетом.
В заключение добавлю, что круглый стол является площадкой для обсуждения главной темы, объединяющего сообщество БРИКС +. И совершенно неслучайно местом проведения выбрана Казань, которую и в России, и в мире воспринимают как регион успешной гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений. Мы помним, что в начале девяностых годов были серьезные социально-политические противоречия, достаточно острые дискуссии в религиозной среде. Но где это сегодня? Сегодня мы видим Казань в качестве лучшего примера того, как решать вопросы межкультурного и межцивилизационного взаимодействия. Поэтому девизом нашего круглого стола может стать формула: «Смогли в Казани – сможем и в мире».