21 мая в конференц-зале института состоялось расширенное заседание штаба Татарстанского регионального отделения Общероссийского народного фронта, на котором прошли общественные слушания с участием представителей органов власти Республики Татарстан, системы образования и широкого круга общественности на тему «Проблемы и перспективы системы образования в России». Слушания вызвали большой интерес у СМИ: присутствовали представители трех телеканалов, ряда печатных и электронных изданий.
21 мая в конференц-зале института состоялось расширенное заседание штаба Татарстанского регионального отделения Общероссийского народного фронта, на котором прошли общественные слушания с участием представителей органов власти Республики Татарстан, системы образования и широкого круга общественности на тему «Проблемы и перспективы системы образования в России». Слушания вызвали большой интерес у СМИ: присутствовали представители трех телеканалов, ряда печатных и электронных изданий.
Предложения участников слушаний будут внесены на рассмотрение Всероссийского форума по приоритетам национального образования в России с участием лидера Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» Владимира Владимировича Путина и, возможно, войдут в перечень поручений Президента Российской Федерации по его итогам.
Со вступительным словом к присутствующим обратился первый проректор института И.И. Бикеев - сопредседатель штаба ТРО Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию». Игорь Измаилович обозначил 3 актуальных для современной России вопроса: качество образования; его доступность; соответствие системы образования интересам общества, государства и личности.
Выступление члена штаба ТРО ОНФ, доцента Института международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) федерального университета (далее – КФУ) В.Е. Козлова было посвящено проблемам взаимодействия средней школы и вуза, преподавания гуманитарных знаний. В частности, он отметил существующую тенденцию снижения общего уровня знаний абитуриентов, увеличивающегося разрыва между средней школой и вузом, снижение реального интереса к получению знаний у студентов-первокурсников. Сложившуюся ситуацию Вадим Евгеньевич связал с поверхностным подходом к преподаванию отдельных предметов и тем учителями школ, отсутствием грамотной профориентации учащихся и коррупцией в вузах. «Дальнейшее падение уровня гуманитарных знаний влечет за собой риск манипулятивного воздействия на граждан и дестабилизации внутригосударственных отношений (яркий пример – ситуация на Украине), - заявил доцент. - Для преодоления негативных тенденций необходима разработка и внедрение критериев эффективности работы преподавателей и создания системы общественного мониторинга. Пока не будет общественного контроля, улучшений не наступит».
Член штаба ТРО ОНФ, учитель гимназии № 77 города Набережные Челны Л.С. Фаттахова рассказала о теоретической подготовке учащихся системы среднего образования к дальнейшей практической деятельности. Она затронула вопросы профориентационной работы в школах и существующих в этой сфере проблемах. Лилия Сабирзяновна подчеркнула, что необходима грамотная и последовательная работа прежде всего с родителями учащихся, поскольку именно советы родителей относительно выбора профессии зачастую не соответствуют реальным требованиям рынка труда, а также интересам их детей (на первый план выходят престиж и «денежность» профессии). По словам челнинского педагога, со стороны вузов профориентационная работа превращается в профагитационную (рекламную), а о самих профессиях говорится мало. Кроме того, нет личной инициативы от работодателей (предприятий) по организации эффективных профориентационных мероприятий для учащихся. «Что же касается работы самих учителей школ, существующие бюрократические требования по заполнению огромного количества документации практически не оставляют педагогу времени на реализацию воспитательных проектов», - отметила представитель Общероссийского народного фронта.
В своем выступлении проректор по непрерывному образованию ИЭУП, доктор педагогических наук, профессор Д.З. Ахметова подчеркнула, что образование – это часть социума и нельзя его рассматривать в отрыве от общества. Серьезной проблемой в российской системе образования на сегодняшний день, по мнению проректора, является неравное положение школ (разделение их на элитные и «обычные»). «Работа директоров сводится к выполнению требований вертикали власти, идеи экспериментаторов отвергаются, а учителя вынуждены просто «натаскивать» своих учеников к ЕГЭ. Воспитательная работа практически не ведется, поскольку «морально устаревшие» мероприятия не интерессны детям (они предпочитают общение в соцсетях). Поэтому необходима глубокая всесторонняя подготовка педагогических кадров (в том числе и психологическое образование учителей), развитие инклюзивного образования и реформирование всей системы образования», - отметила Дания Загриевна.
Заместитель директора института непрерывного образования КФУ И.В. Терентьева рассказала о проблемах системы высшего образования с позиции федерального университета. В частности, она отметила, что в условиях глобализации кардинально меняются условия деятельности вузов, обостряется борьба на рынке образовательных и научных услуг, оправданно растут запросы общества к качеству профессионального образования. При этом преподавательский состав наиболее сложно и медленно восполняемый. Образование будет качественным, если достижения имеют как учащиеся, так и преподаватели. Нужна независимая экспертиза в области системы образования и независимая оценка документов об образовании. «Жизнь сейчас очень динамично меняется, а вузовское образование – довольно консервативная область, - заявила Ирина Васильевна. – Законодательство не поспевает за современными темпами. Необходимо его «подталкивать».
Вопросы, касающиеся профориентации и привлечения молодежи республики в аграрный сектор, подняла заместитель председателя Совета молодежных организаций Республики Татарстан Р.Р. Мухамадеева. Участник заседания отметила, что в село возвращается всего 4% выпускников вузов и проблема трудоустройства сельской молодежи на сегодняшний день по-прежнему актуальна. «Разработана специальная республиканская программа «Сельская молодежь», но не все районы активно участвуют в ее реализации», - рассказала Руфия Рафкатовна.
Стоит отметить, что одной из актуальных проблем в
Татарстане и России является низкий уровень развития профессиональной компетенции у многих выпускников вузов. В Институте экономики, управления и права успешно ведется работа по «погружению» студентов в выбранную ими профессию. Исходя из требований, предъявляемых на современном этапе работодателями молодым специалистам, в институте ведется дополнительная практическая подготовка студентов по всем востребованным специальностям. Например, будущие менеджеры занимаются в «Школе лидерства», экономисты оттачивают свои навыки в дилинговом центре; юристы отрабатывают умение работать с населением в юридической клинике, психологи практикуются в психологическом центре «Эвентус». Мастер-классы, тренинги и специальные проекты вуза помогают студентам овладеть основными практическими знаниями, умениями, навыками в той или иной профессии и приобрести необходимый опыт для дальнейшей трудовой деятельности. Поэтому выпускники ИЭУП всегда востребованы.