На августовской конференции педагогов и руководителей образовательных организаций Республики Татарстан проректор по непрерывному образованию, директор Института дистанционного обучения, заведующая кафедрой теоретической и инклюзивной педагогики, д.п.н., профессор Ахметова Дания Загриевна по предложению Министерства образования и науки РТ выступила модератором дискуссионной площадки директоров школ и заведующих ДОУ по проблемам педагогики, психологии и технологий инклюзивного образования.
На августовской конференции педагогов и руководителей образовательных организаций Республики Татарстан проректор по непрерывному образованию, директор Института дистанционного обучения, заведующая кафедрой теоретической и инклюзивной педагогики, д.п.н., профессор Ахметова Дания Загриевна по предложению Министерства образования и науки РТ выступила модератором дискуссионной площадки директоров школ и заведующих ДОУ по проблемам педагогики, психологии и технологий инклюзивного образования.
А 26 августа в школе №146 г. Казани состоялся научно-методический семинар «Профессиональная компетентность педагогов в условиях инклюзивного образования», организованный кафедрой теоретической и инклюзивной педагогики Института экономики, управления и права. Участниками семинара стали руководители школ и ДОУ, методисты, воспитатели ДОУ, учителя начальных классов, логопеды, психологи и дефектологи – более 180 человек.
В рамках данного семинара обсуждались вопросы организации инклюзивного образования в дошкольных и школьных образовательных организациях. Доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный учитель и заслуженный деятель науки РТ Ахметова Дания Загриевна выделила критерии профессионализма педагогов в сфере инклюзивного образования, отметив, что в инклюзивном классе или группе может работать только педагог-фасилитатор, способный управлять процессом учения, вовлекать участников в совместное дело и структурировать работу группы, находясь рядом и вместе с каждой личностью.
Доктор философских наук, профессор Яковлева Елена Людвиговна осветила философско-гуманистические основы инклюзивного образования. О зарубежном опыте деятельности педагогов в сфере инклюзивного образования рассказала Морозова Илона Геннадьевна. Кроме того, в докладе доктора педагогических наук, профессора Челноковой Татьяны Александровны обсуждались вопросы нормативно-правового обеспечения инклюзивного образования.
Опытом организации инклюзивных групп поделилась заведующая высшей категории МАДОУ №283 Андреева Айзиряк Габдулкаюмовна. О технологиях коррекционной работы, применяемых в инклюзивном образовании, рассказали директор Центра адаптации, реабилитации и ресоциализации «VERA» Игнатьев Артем Евгеньевич и психолог Центра Горынина Вера Сергеевна.
Обсуждение проблем организации инклюзивного образования продолжилось на мастер-классах, где опытные педагоги и психологи делились практическими навыками работы в данной области. Специалисты обучали технологиям танцевально-двигательной и музыкальной терапии (доктор психологических наук, профессор Сулейманов Рамиль Фаилович, Морозова Илона Геннадьевна), технологии М.Л. Лазарева (психолог Сафина Аделя Ильдаровна), технологии проектирования деятельности при переходе к инклюзивному образованию (доктор педагогических наук, профессор Челнокова Татьяна Александровна), моделированию инклюзивной образовательной среды (доктор педагогических наук, профессор Ахметова Дания Загриевна, заведующая высшей категории МАДОУ №283 Андреева Айзиряк Габдулкаюмовна), технологиям разработки контента электронного обучения (зав.лабораторией мультимедийных технологий Хусаинов Булат Раисович), а также технологиям диагностики развития детей в инклюзивных классах и группах (кандидат психологических наук, доцент Шевцов Алексей Маркович, директор Центра адаптации, реабилитации и ресоциализации «VERA» Игнатьев Артем Евгеньевич и психолог Центра Горынина Вера Сергеевна).
Вопросы, обсуждаемые на семинаре, вызывали живой отклик у слушателей – педагогов, психологов, руководителей образовательных организаций – которым предстоит работать в инклюзивных группах и классах. После окончания семинара слушатели подходили с вопросами к преподавателям и высказывали желание сотрудничать с Институтом экономики, управления и права в вопросах инклюзивного образования.
Таким образом, диапазон сотрудничества с образовательными организациями в области реализации идей инклюзии в Республике Татарстан стал шире. Наш институт уверенно завоевывает ведущую позицию в создании концепции инклюзивного образования в РТ и ее осуществлению образовательными организациями.