3 сентября состоялось первое в новом учебном году заседание кафедры теоретической и инклюзивной педагогики. Основными вопросами для обсуждения стали направления работы кафедры в 2014-2015 учебном году, а также обсуждение Концепции Федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья.
3 сентября состоялось первое в новом учебном году заседание кафедры теоретической и инклюзивной педагогики. Основными вопросами для обсуждения стали направления работы кафедры в 2014-2015 учебном году, а также обсуждение Концепции Федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В своем выступлении заведующая кафедрой теоретической и инклюзивной педагогики, д.п.н., профессор Ахметова Дания Загриевна озвучила основные достижения кафедры за период ее существования, отметила, как много сделано для развития и пропаганды инклюзивного образования в Республике Татарстан, в том числе подготовлена Концепция развития инклюзивного образования в Республике. Кроме того, основным из направлений работы кафедры является организация и проведение научно-методологических семинаров для педагогов системы дошкольного и школьного образования Республики Татарстан. За два года в подобных мероприятиях приняло участие около 3500 педагогов из различных школ и детских садов г. Казани и других регионов Республики.
С целью ознакомления с зарубежным опытом инклюзивного образования и продвижения научных разработок в области инклюзивного образования кафедрой были проведены две Международных конференции с участием зарубежных партнеров кафедры и Международного Центра инклюзивного образования, который, в свою очередь, также является одним из достижений кафедры и функционирует как аккумулятор теоретических и практических разработок в России и за рубежом в области инклюзивного образования. Работа Центра находится в центре внимания ЮНЕСКО, о чем свидетельствует письмо, полученное нами от заместителя руководителя ЮНЕСКО по вопросам образования. В письме он высоко оценивает деятельность Международного Центра в сфере инклюзивного образования и выражает желание сотрудничать с нами в данном направлении.
Сотрудниками кафедры за прошедший период написано 10 книг, осветивших теоретические и практические вопросы организации инклюзивного образования.
В план работы кафедры на 2014-2015 учебный год входит завершение фундаментальной монографии об инклюзивном образовании, публикации в журналах, входящих в базы цитирования РИНЦ, SCOPUS и другие. А также создание методических пособий для работы в инклюзивных классах и группах, расширение работы со школами и детскими садами с целью создания кластера инклюзивного образования. Помимо этого, планируется программа двухдипломного образования с Казахстанским Университетом в Алма-Аты и расширение деятельности Центра адаптации, реабилитации и ресоциализации «VERA», создание Центра «Гармоничный ребенок» и инклюзивной Школы искусств.
Об идее создания Школы искусств выступила к.п.н., профессор кафедры теоретической и инклюзивной педагогики Калимуллина Ольга Анатольевна. Основной идеей подобной школы станет социализация всех категорий детей и взрослых, которые будут посещать ее, средствами искусства (музыкальных и хореографических занятий, занятий по вокалу и др.)
Профессор кафедры, д.п.н. Челнокова Татьяна Александровна вынесла на обсуждение Концепцию создания ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья. Данная Концепция предложена Институтом Коррекционной педагогики и сейчас находится в стадии разработки и обсуждения профессиональным сообществом. На данном этапе созданы проекты ФГОС по всем видам ограничения здоровья у детей, однако, возникает немало вопросов по той системе, которая предложена Институтом коррекционной педагогики. Согласно ей ребенок с нарушением интеллекта не имеет возможности учиться в общеобразовательной школе, то есть, быть включенным в процесс инклюзии, тогда как согласно закону РФ, ВСЕ дети имеют право на образование. Кроме того, сложно говорить о преемственности и создании системы инклюзивного образования без разработки ФГОС для дошкольных образовательных организаций. ФГОС на данный момент разработаны только для начальной школы.
В настоящее время по направлению «Педагогика и психология инклюзивного образования» ведется подготовка студентов по очной и заочной форме обучения. Впервые в Республике Татарстан наш ВУЗ готовит специалистов для работы в системе инклюзивного образования. В этом учебном году будут выпускаться первые студенты, прошедшие подготовку по данному направлению по заочной форме обучения. В 2014-2015 учебном году открылась уже вторая группа очной формы обучения по направлению «Педагогика и психология инклюзивного образования». Выпускающиеся специалисты уникальны, так как владеют знаниями и технологиями работы в инклюзивных группах и классах со всеми категориями детей.
Таким образом, кафедра теоретической и инклюзивной педагогики планирует активно продолжать работу по внедрению инклюзивного образования в Республике Татарстан и укреплению международных связей в этой области.