Жаркая дискуссия разгорелась на встрече за круглым столом, состоявшейся 4 февраля в Институте экономики, управления и права. Впрочем, и обстоятельства, вынудившие предпринимателей Казани вступить в диалог с городскими чиновниками – руководителями управлений административно-технической инспекции, наружной рекламы, архитектуры и градостроительства, были неординарными. Речь шла о деятельности контролирующих органов по отношению к предпринимателям в вопросах размещения наружной рекламы.
Жаркая дискуссия разгорелась на встрече за круглым столом, состоявшейся 4 февраля в Институте экономики, управления и права. Впрочем, и обстоятельства, вынудившие предпринимателей Казани вступить в диалог с городскими чиновниками – руководителями управлений административно-технической инспекции, наружной рекламы, архитектуры и градостроительства, были неординарными. Речь шла о деятельности контролирующих органов по отношению к предпринимателям в вопросах размещения наружной рекламы.
Чиновники рассказали о том, как это нужно делать в соответствии с законами, показали презентации. О фактах благоустройства города приводили цифры. Например, такие: при проведении инвентаризации зданий к Универсиаде выяснилось, что 70% всего рекламного поля (то есть две конструкции из трех) было незаконным. Сегодня же, когда город живет ожиданием чемпионата мира по водным видам спорта, незаконны либо не соответствуют согласованному проекту лишь 30% наружной рекламы. В отношении размещения средств наружной информации за 2014 год составлено всего 265 протоколов, по этой статье в отношении предпринимателей принимались самые низкие штрафные санкции - в основном 15 тысяч рублей.
На что один из предпринимателей резонно заметил: «Когда вы говорите, что количество нарушений снижается, это всего лишь означает, что снижается число предпринимателей».
Когда заместитель руководителя исполкома Казани Иван Кузнецов, рассказавший о том, как много делается в городе в плане благоустройства, извинившись, собрался уходить на заседание антикризисного штаба, к нему обратился генеральный директор компании «Неон Арт» Алексей Мамаков : «У нас тоже кризисная ситуация. Мы пришли сюда с предложением создать антикризисные меры по отношению к малому и среднему бизнесу. Мы хотим, чтобы вы знали о наших проблемах и проявили желание пойти нам на встречу. А иначе в чем смысл подобных встреч?»
С возмущением Алексей Николаевич говорил о непонятном правиле, по которому, например, на фасаде одного здания может быть размещена только одна вывеска . «А в этом здании может быть 6 или 8 субъектов малого бизнеса. Им что делать? При этом я не знаю ни одного собственника, который незаконно, без согласования разместил бы вывеску».
Ленар Салахутдинов, директор медицинского центра «МЕДЕЛ», посетовал, что таким образом можно задушить бизнес: «Истек срок разрешения на опознавательную рекламу, а дальнейшее получение разрешения на ее эксплуатацию надолго затягивается. Между тем если три-четыре месяца организация работает без вывески – это равносильно тому, чтобы упасть».
- Люди пришли с вопросами и хотят получить на них ответы, - заметил руководитель Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ Хайдар Халиуллин.
Однако, хотя чиновники и заявляли о своей готовности к диалогу, диалога не получилось.
- Такое ощущение, что мы сидим по разные стороны, - сказала Лилия Воронцова, проректор по экономике и стратегическому развитию ИЭУП. - Предприниматели платят налоги, создают рабочие места. Все оказались в тяжелой ситуации. Сейчас главная задача – выплатить зарплату и налоги, чтобы бизнес существовал. Реклама – это инструмент бизнеса, а не то, за что нужно брать «мзду». Мы просим войти положение предпринимательского сообщества, потому что даже самый успешный бизнес в условиях неустойчивой экономической ситуации в стране испытывает дополнительное бремя возросшей ставки процента за кредит, роста арендной платы. Жесткими административными барьерами можно загубить все.
Сказанные от сердца слова оказались настолько созвучны настроению всех предпринимателей, что после выступления Лилии Владимировны раздались аплодисменты.
О приоритетах чиновников по отношению к малому бизнесу на конкретном примере говорил представитель ООО «ТатИнтур» Николай Бабкин.
Руководство ООО «ТатИнтур», в ведении которого находится кафе «Эдем», расположенное в одном из зданий института, получило извещение о необходимости явиться для подписания протокола об административном нарушении. Виной всему вывеска, которая якобы не соответствует необходимым требованиям.
Со стороны ООО «ТатИнтур» было предложено привести вывеску в соответствие с требованиями закона. «Нет, - сказали в административно-технической комиссии. - Заплатите штраф, а вывеска пусть останется, для ее снятия нет ни предписания, ни требований».
- Эту вывеску, - рассказывает Николай Владимирович, - мы в свое время пытались узаконить, однако получили отказ с очень странной формулировкой: необходимо откорректировать размеры данной конструкции в соответствии с размещенной с другого конца здания вывеской «Европа люкс». Но, как вскоре выяснилось, этой вывески дано уже нет, она была снята… за то, что не соответствует нормам. Получается, мы меняем правила во время игры?
Какие последствия несет для института «история с вывеской»? Кодекс об административных правонарушениях предусматривает за это штраф до 500 тысяч рублей плюс затраты на демонтаж, затем на изготовление новой вывески и ее монтаж. Это непомерные траты. А между тем 17 работающих в кафе женщин могут остаться без работы, а сотни человек – без горячей и вкусной еды.
- Мы готовы демонтировать вывеску, - обратился к чиновникам Николай Бабкин, - но просим освободить нас от штрафа. Тем самым вы внесете вклад в развитие малого и среднего бизнеса. А иначе в погоне за сборами и штрафами можно уничтожить малый и средний бизнес, так что и штрафовать будет некого.
О кабальных штрафах, необоснованных проверках, бюрократических проволочках за круглым столом говорили практически все предприниматели.
В итоге чиновники попросили изложить все претензии в письменном виде, чтобы дать на них ответ.
Наиля Мазитова,
главный редактор газеты "Вести Института"