Стоит отметить, что совместимость любой цивилизации и экологии – дилемма. Это две взаимоисключающие проблемы, разрешение которых только в нахождении компромисса. Философия такого компромисса, как показывает история цивилизаций, требует определенного уровня культуры отношений, как в социуме, так и в природе. Только высокообразованное и высококультурное общество способно грамотно и рационально планировать свою деятельность в природе.
Стоит отметить, что совместимость любой цивилизации и экологии – дилемма. Это две взаимоисключающие проблемы, разрешение которых только в нахождении компромисса. Философия такого компромисса, как показывает история цивилизаций, требует определенного уровня культуры отношений, как в социуме, так и в природе. Только высокообразованное и высококультурное общество способно грамотно и рационально планировать свою деятельность в природе. Высокая культура человека и общества заключается не только в знании своих корней, но и в правильной оценке действительности. С таким видением вопроса мы подходим к обучению студентов-экологов и не только.
Примером интегрированного подхода к обучению и воспитанию студентов-экологов, явилась экскурсия, организованная преподавателем спец.дисциплин колледжа АФ ИЭУП Бегишевой А.А., на территорию историко-археологического музея - заповедника «Булгар». Экскурсовод живо и энергично рассказывал об истории нашего края, знакомил студентов с особенностями и культурой древних цивилизаций края. Не преминул связать свой рассказ с отношением цивилизаций к природе, акцентируя наше внимание на разрушительной деятельности в природе современной цивилизации.
Интересна студентам была не только история края, но и красота природы, которая открывалась нам с территории музея – заповедника. Даже холодный, пронизывающий ветер не помешал нам насладиться прелестями особо охраняемой природной территории. Находясь на левом берегу Волги, в районе Куйбышевкого водохранилища мы могли лицезреть острова в акватории водохранилища, на которых расположен Государственный природный заказник «Спасский». В состав заказника входит 64 острова и обширные мелководья водохранилища. На территории этого заказника охраняется 7 видов амфибий, 114 гнездящихся видов птиц, 5 видов рептилий, в том числе степная гадюка. О ней и упомянул экскурсовод в своем рассказе.
Впечатлило студентов и посещение частного «Музея Хлеба», созданного по инициативе М.Ш. Шаймиева. С интересом ребята выслушали историю развития пекарского дела на территории края, посетили избу мельника, поразились убранством и простотой жилища.
Несколько разочаровала нас организация нашей экскурсии туристической фирмой «Пегас». Менеджер Алина недобросовестно отнеслась к своей работе, поэтому мы столкнулись с рядом проблем, которые пришлось решать на месте. И это тоже явилось поучительным моментом для студентов: к своей работе нужно относиться со всей ответственностью и полной отдачей.
Но ничего не омрачило нашего путешествия. Отзывы студентов только положительные и мы продолжим свою работу в направлении всестороннего развития личности и формирования экологического мышления студентов всех групп и специальностей.
Старший преподаватель
кафедры философии
Бегишева А.А.