По данным социологов начало октября практически у всех жителей России ассоциируется с празднованием Дня Учителя. Действительно, каждый из нас учился в школе, ссузе, вузе, и каждый имел возможность убедиться в важности труда и личности педагога. Не будет преувеличением утверждение о том, что старт в нашей жизни во многом зависит от того, был рядом с нами настоящий педагог или нет.
ПЕДАГОГ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
По данным социологов начало октября практически у всех жителей России ассоциируется с празднованием Дня Учителя. Действительно, каждый из нас учился в школе, ссузе, вузе, и каждый имел возможность убедиться в важности труда и личности педагога. Не будет преувеличением утверждение о том, что старт в нашей жизни во многом зависит от того, был рядом с нами настоящий педагог или нет.
Убежден, что преподаватели Нижнекамского филиала ИЭУП (г. Казань) являются педагогами, способными открыть перед каждым студентом радость познания, широту и объем профессиональных знаний, значение мировоззренческих ориентиров и ценностей.
В преддверии Дня Учителя мы предлагаем Вам познакомиться с признанными мастерами педагогического труда: деканом психологического факультета, доцентом Ахметшиной Энзе Накиевной; деканом экономического факультета, доцентом Галеевой Евгенией Исаевной; зав. кафедрой общей психологии, доцентом Гатауллиной Резедой Фарвазовной.
________________________________________________________________________
Энзе Накиевна, что заставило Вас выбрать педагогическую стезю?
Думаю, что выбор профессии был предопределен традициями семьи. Вот уже три поколения нашей семьи являются педагогами. Так что сам быт, жизненные устремления близких мне людей связаны с образованием, с развитием средней и высшей школы. Но, после окончания школы я попыталась кардинально поменять линию выбора профессии и поступила в Казанский химико-технологический институт, на факультет технологии химического производства. Однако, мой мудрый отец был убежден, что педагогическая жилка возьмет свое. Что в дальнейшем и подтвердилось.
В педагогике осознаете себя теоретиком или практиком?
Безусловно, практиком, но с хорошей теоретко-методологической подготовкой. Мои учителя, те, кто ставил мое педагогическое мастерство: – учитель физики, заслуженный педагог РСФСР Власов Владимир Федорович, учитель химии – Останина Фаина Андреевна, классный руководитель – Орлова Зоя Александровна. В психологии «метр» навсегда – доктор психологических наук, профессор Аболин Лев Михайлович, профессора Габдреев Рустэм Вагизович и Сибгатуллина Ирина Фагимовна. Но, прежде всего, это мои родители – Ахметшин Накий Шайхутдинович и Ахметшина Мария Ивановна.
В чем Вы видите смысл педагогической профессии?
В студентах. В формировании личности каждого ученика / студента. Необходимо не просто преподать информацию, необходимо сформировать мировоззренческий горизонт, целостность его души. Здесь не может быть ничего «лишнего». Самое страшное для каждого педагога превратиться только в урокодателя.
Вы уже четырнадцать лет являетесь деканом психологического факультета. Трудно формировать психологов?
Да, это задача не из легких. Главное, дать почувствовать значение и смысл психологического труда. Если студент «ухватит» его, дальше он найдет свою нишу в психологии. Это может быть и психология общения, психология труда, спортивная, клиническая или социальная психология
Поделитесь секретами педагогического мастерства?
Всегда видеть в Другом - личность и не отступать перед трудностями. Заботиться о повышении педагогических знаний, умений и навыков.
_________________________________________________________________________
Евгения Исаевна считаете ли себя педагогом?
Да. Преподаватель высшей школы должен быть универсалом: ученым, лектором, практиком в своей профессии. Но, прежде всего, он должен быть педагогом.
Есть ли у Вас секреты педагогического мастерства?
Да, но если нет любви к людям все педагогические технологии теряют смысл.
В педагогике Вы больше теоретик или практик?
Практик
Есть ли у вас ориентиры, образцы настоящих педагогов?
По жизни - мои родители. В науке – доктор технических наук, профессор Геннадий Петрович Потапов. Именно дал почувствовать настоящую радость научного труда.
В чем Вы видите смысл педагогической профессии?
Стать другом и наставником для своих учеников / студентов. Создать поле понимания.
Вы уже четырнадцать лет являетесь деканом экономического факультета. Трудно формировать экономистов?
Не трудно. Если любить студентов и коллег, любить профессию- все выстраивается само собой.
__________________________________________________________________________
Резеда Фарвазовна, что заставило Вас выбрать педагогическую стезю?
Необходимость в передаче знаний младшему поколению. Уже в школе я была руководителем кружка «Волшебный клубок». Тогда я осознала, как это важно уметь научить чему–то. Создать ситуацию трансляции знаний.
Поделитесь секретами педагогического мастерства?
Главное любовь к детям и только потом способность к гибкой адаптации информации к конкретной аудитории. Необходимо выстраивать смысловое поле на языке, на котором наши собеседники – студенты могут понять.
Сколько лет Вы обучаете педагогическому и психологическому мастерству?
На сегодняшний момент идет 27 год моей педагогической «карьеры».
Кто для вас является авторитетом в области педагогики?
Прежде всего, «классики» - это К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Сегодня – В. Зеер, В.И. Андреев, Д.З. Ахметова. Во вторую очередь – наши студенты. Они наши великие учителя.
В чем Вы видите смысл педагогической профессии?
Научить студентов профессии и задать личностную форму бытия.
В педагогике осознаете себя теоретиком или практиком?
Практикующим теоретиком.
Будучи, заведующей кафедрой, какие «педагогические меры» к аспирантам и доцентам Вы применяете?
Традиционный, проверенный временем метод стимулирования: личный пример.
Что Вы желаете в День Учителя своим коллегам?
Крепкого здоровья, профессиональной и личностной самореализации.
_________________________________________________________________________
Зам. директора по НИР д.филос.н, доцент О.Д. Агапов