В зале Ученого Совета Нижнекамского филиала Института экономики, управления и права (г. Казань) 18 октября 2012 г. состоялось выездное заседание – круглый стол комиссии по науке, образованию, культуре и этноконфессиональным отношениям Общественной Палаты РТ.
Мезикова И.Х., член ОП РТ, директор НФ ИЭУП (г. Казань)
В зале Ученого Совета Нижнекамского филиала Института экономики, управления и права (г. Казань) 18 октября 2012 г. состоялось выездное заседание – круглый стол комиссии по науке, образованию, культуре и этноконфессиональным отношениям Общественной Палаты РТ. Тема круглого стола «Высшее образование как ресурс развития социального и человеческого капитала (на примере муниципальных районов Республики Татарстан)» заинтересовала не только вузовскую общественность, но и структуры муниципальной власти, управления образования, представителей институтов гражданского общества, ведущих предприятий Нижнекамского муниципального района и бизнес-сообщества. Работа круглого стола проходила под руководством Председателя комиссия по науке, образованию, культуре и этноконфессиональным отношениям Общественной Палаты Республики Татарстан – Яковлева К. Г. и члена ОП РТ, директора Нижнекамского филиала ИЭУП (г. Казань), доцента - Мезиковой И. Х. Свидетельством внимания к проблематике выездного заседания стало активное участие в его работе заместителя Главы Исполкома Нижнекамского муниципального района, начальника управления образования г. Нижнекамска Фаретдинова А.Р., начальника отдела экономического прогнозирования и мониторинга Исполкома НМР Байхузина И.И., Председателя и членов Общественного совета НМР (Кутдусов Ф.К., Наговицына Т.А., Гайнеева Р.Х), Свою позицию о трансформациях системы высшего образования выразили директор по персоналу ОАО «ТАНЭКО» к.пс.н. Горчанюк С.Ю. и начальник отдела по кадровой политике ОАО НКНХ Закирова Р.М. Высокий уровень рассмотрения проблем круглого стола задавали доктора наук, профессора Агапов О.Д., Галеева Е.И. (НФ ИЭУП (г. Казань)), Губина Н.В. (НХТИ), Комадорова И.В. (УУ «ТИСБИ»), доценты Хайдаров Р.Р. (НИИТТ – КАИ), Султанов М.М. (БФ ИЭУП) и др. Перечень поднимаемых на круглом столе проблем можно оценить по реестру заявленных докладов: «Роль вузов в развитии институтов гражданского общества и инновационной экономики»; «Риски развития социального капитала в условиях трансформации высшего образования в России»; «Роль вузов в системе устойчивого развития моногородов»; «Критерии оценки стоимости человеческого капитала»; "Качество современного профессионального образования: миф или реальность?"; «Развитие социального и человеческого капитала в муниципалитетах (на примере развития высшего образования Юго-Востока Республики Татарстан)». Несомненно, что комплекс вопросов, связанных с темой выездного заседания – круглого стола гораздо шире, чем это было представлено в докладах его участников. Вместе с тем, ясно одно – обсуждение поднятых проблем должно быть продолжено на уровне Общественной Палаты РТ, а принятые решения (см. Рекомендации), по убеждению участников, будут способствовать выстраиванию новых инновационных форм общественного развития муниципальных районов Татарстана.
Проект
РЕКОМЕНДАЦИИ
круглого стола на тему:
«ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНОГО И ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА»
(на примере муниципальных районов Республики Татарстан)
г. Нижнекамск 18 октября 2012 г.
Развитие Российской Федерации и Республики Татарстан напрямую зависит от осознания значения социального и человеческого капитала, которым мы обладаем. Открытие, исследование возможных форм приложения человеческого и социального капитала, в первую очередь, связано с формированием вузовской системы образования. Платоновская Академия, византийский Университет, университеты средневековой Европы, эпохи Ренессанса и Нового времени выступали не только средоточием для развития философии и наук, но и местом рождения социально-философских идей, политико-правовых концепций и мировоззренческих концептов, способствующих не только интеллектуальному преобразованию, но и преображению всех сторон жизни. Становление Академий наук, рост университетов, особенно с эпохи Просвещения становиться важнейшим показателем развития общества, критерием способности к обновлению, поиску и утверждению новых форм организации и управления социальной реальностью, освоению природы, открытию и воплощению многих качеств человеческой природы. Без преувеличения в стенах ВУЗов формировался дух и дискурс эпохи Нового и новейшего времени. Ученые и мыслители XVII – XX вв. выступали первооткрывателями законов природы и общества, властителями дум, мудрыми наставниками молодежи, советниками государственных и частных структур, общественными деятелями, способствующими преображению социальной реальности. Неоценимо служение М.В. Ломоносова для России, братьев А. и В. Гумбольтов для Германии и т.д. В нач. ХХ в. многое для формирования современного уровня российского общества сделали Д.И. Менделеев, П.Б. Струве, В.И. Вернадский. В СССР усилиями академистов С.Ф. Платонова, А.Ф. Лосева, П. Л. Капицы сохранились и преумножились традиции дореволюционной высшей школы. В 60 - 90 гг. ХХ в. академики С.С. Аверинцев, Д. С. Лихачев, С.П. Капица, И.Фролов способствовали преодолению инерции советского общества. Не оскудевает подвижниками высшая школа и сегодня: Н.А. Нарочницкая, Г.Л. Тульчинский, В.Зорин, М.Д. Щелкунов, ректоры В. А. Садовничий, В.Г. Тимирясев, А.С. Запесоцкий, Р.Г. Абдулатипов и многие другие. На наш взгляд, ученые способны на добровольной свободной основе активно влиять и участвовать в становлении институтов гражданского общества, правового государства, инновационной экономики, устойчивого экологического и социокультурного развития как прямым, так и опосредованном образом. Например, историки могут выступать против фальсификаций исторической реальности, социологи против социокультурных мифов эпохи, экономисты и политологи могут содействовать просвещению различных слоев населения, формированию у них социально-экономической грамотности. Вузовская общественность способна задавать тон социальных дискуссий, поддерживать их уровень и намечать перспективы многофакторного и многоуровнего развития. Область косвенного воздействия вузов на политическую, экономическую, культурно-экологическую среду муниципалитетов весьма разнообразна. Сам факт создания ВУЗа в муниципальном районе свидетельствует о росте его возможностей, ибо созданная вокруг него инфраструктура выступает социальным интегратором иной культуры, высоких по отношению к повседневности ценностей и эталонов поведения. Рост преподавателей высшей школы, кандидатов и докторов наук, становление научных школ и направлений способствует более глубокому осознанию оснований и форм социальной динамики районов, ибо вся научно-исследовательская деятельность вуза может быть нацелена на постижение противоречий на местном уровне и поиску альтернативных управленческих, социокультурных и экономических решений на базе международного и всероссийского теоретического и практического опыта. Итак, по итогам обсуждения заявленной темы участники общественных слушаний, проведенных по инициативе Общественной Палаты Республики Татарстан, с активным участием Общественного Совета Нижнекамского муниципального района вузов г. Наб. Челны, Нижнекамска, Альметьевска, Бугульмы и Чистополя и организационного обеспечения Нижнекамского филиала ИЭУП (г. Казань) рекомендуют:
Исполнительным комитетам муниципальных районов РТ:
- Формировать муниципальный заказ, а также выделение муниципальных грантов для высших учебных заведений для реализации программ инновационного и социокультурного развития городов и муниципальных районов РТ;
- Рекомендовать ведущим предприятиям и организациям муниципальных районов РТ проявить большую заинтересованность на интеграцию с научной общественностью вузов с целью повышения уровня принятия технологических и управленческих решений, развития инновационных кластеров, использовать научный потенциал вузов для реализации федеральных, республиканских и муниципальных программ;
- Активизировать деятельность муниципальных органов управлений образования, культуры, молодежи, спорту и туризму в рамках заключения рамочных соглашений о партнерстве с целью развития высокоинтеллектуальной среды, способствующей становлению и развитию социального и человеческого капитала в муниципальных районах РТ.
Общественным Советам муниципальных районов РТ:
- Инициировать практику проведения республиканских и городских семинаров, общественных слушаний для профессиональных сообществ и некоммерческих общественных организаций по актуальным вопросам формирования гражданской идентичности, необходимых экономических, политических и культурных компетенций для проявления социального и человеческого капитала, закрепления и продвижения идей граждан, способствующих созданию благоприятной «человекосоразмерной» среды жизни в муниципалитетах.
Средствам массовой информации муниципальных районов РТ:
- Предусмотреть возможность освящения инновационной и социокультурной деятельности вузов не на правах рекламы, а в формате популяризации социально-гуманитарных инноваций, задающих новый, более высокий уровень культурного и экономического развития муниципалитетов.
Высшим учебным заведениям муниципальных районов РТ
- Пересмотреть стратегию научно-исследовательской, учебно-методической и общественно-воспитательной деятельности в сторону решения проблем стоящих перед муниципалитетами, активного участия в жизни институтов гражданского общества и инновационной экономики своих регионов.