21 ноября 2013 во всем мире отмечали День философии. Данная дата была учреждена в 2003 году ЮНЕСКО в память великого античного философа Сократа. На сегодняшний день в ИЭУП (г. Казань) работают 3 профессора, доктора философских наук (Е.Л. Яковлева, Г.П. Меньчиков, О.Д. Агапов), 11 кандидатов философских наук и ряд старших преподавателей ведущих курс «Основы философии» в Колледже института.
21 ноября 2013 во всем мире отмечали День философии. Данная дата была учреждена в 2003 году ЮНЕСКО в память великого античного философа Сократа. На сегодняшний день в ИЭУП (г. Казань) работают 3 профессора, доктора философских наук (Е.Л. Яковлева, Г.П. Меньчиков, О.Д. Агапов), 11 кандидатов философских наук и ряд старших преподавателей ведущих курс «Основы философии» в Колледже института. Помимо кафедры философии в ИЭУП действует НИИ социальной философии, а также Центр синергийной антропологии и социальной философии. Руководителем НИИ и Центра выступает проф. д.ф.н. Агапов Олег Дмитриевич. Мы решили взять у него интервтью:
Как происходило ваше становление как философа?
Можно сказать, что со школы, на уроках истории и обществознания мы основательно штудировали философские труды, причем не только К. Маркса и Ф. Энгельса. В конце 80 – хх гг. мы сверхпрограммы читали Н.А. Бердяева, о. С.Н. Булгакова, А.Ф. Лосева. Затем, в институте, на историческом факультете ЕГПИ – все пять курсов были различные малые и большие философские дисциплины. Особенно увлекала история философии, а ближе к дипломной работе по сравнительному анализу идеологии немецкого национал-социализма и русского фашизма в 20 -30 гг. ХХ в. - социальная философия (конкретнее, философия и методология истории).
Далее, методологический интерес к истории привел на кафедру философии КГУ (сейчас К(П)ФУ), где моим научным руководителем, сначала кандидатской, а потом и докторской диссертации выступил профессор Садыков Марат Борисович – основатель казанской школы философии истории, известный своими философскими трудами как в России, так и за рубежом. И, несмотря на то, что он ушел из жизни в 2009 г. я до сих пор реализуя ряд тем, которые мы с ним обсуждали. Встреча с Садыковым М.Б еще больше убедила в правильности выбора профессии.
Философия – это серьезная работа, требующая огромной личностной самоотдачи и имеющая большое социокультурное и политическое значение. Особенно ясно я это понял когда в 2008 г. стал одним из сотрудников большого социально-гуманитарного коллектива АНО «Институт синергийной антропологии» (г. Москва) под руководством профессора Хоружего Сергея Сергеевича.
Реализуя программы грантов Российского фонда фундаментальных исследований, Немецкого фонда академических обменов, Министерства образования и науки Российской Федерации или экспертные исследования Аппарата Президента РТ, Ассамблеи народов Татарстана, Общественной Палаты РТ, Общественного Совета Нижнекамского муниципального района каждый раз, все глубже осознаешь, что от уровня выполненной гуманитарной рефлексии зависит судьба образовательных, политических, экономических проектов, уровень развития общества, его стабильность, готовность к инновациям.
Вам ни разу не хотелось покинуть «философскую» стезю?
Безусловно, мне не раз приходилось выбирать между философией и иными формами социальной и профессиональной, общественной и политической деятельностью, но, интерес к поиску истины, к серьезной теоретико-методологической деятельности всегда брал верх. Вектор администрирования, конечно, всегда был в моей жизни, но, я точно знаю, это не мое. В кругу своих друзей – ровесников мы шутим, что мы поколение «спасателей поневоле». Поскольку, когда мы пришли в науку в 25 - 30 лет, в конце 90 хх гг. мы застали старшее поколение, которым было 60, 70 и более, а среднее звено (40 – 50 лет) ушло из науки, из высшей школы кто в бизнес, кто в политику. Так что нам, помимо преподавания, волей-неволей приходилось брать на себя заботы заведующих кафедрами, деканов, проректоров. Моими наставниками в управленческих делах стали: ректор ИЭУП (г. Казань) В.Г. Тимирясов, профессор Щелкунов М.Д., Мухтаров В.И., Мезикова И.Х., Наговицына Т.А. Вместе с тем, сейчас ситуация в плане научно-педагогической преемственности восстанавливается и полагаю, что уже скоро можно будет уйти от администрирования и заняться творческой, научно-исследовательской деятельностью. Тем более, что благодаря инициативе нашего ректора - академика Тимирясова Виталия Гайнулловича в ИЭУП уже действует три научно-исследовательских института. Один из них по проблемам социальной философии с 2012 г. было поручено возглавить мне. И сейчас, я с большим удовольствием занимаюсь созданием коллектива научного института, включающего в себя ученых не только ИЭУП и Республики Татарстан, но и ведущих научных центров Российской Федерации (Москва, Самара, Саратов, Екатеринбург, Томск, Владивосток). Благодаря тому, что у ИЭУП есть свое федеральное издательство «Познание» (г. Казань) монографии и сборники НИИ социальной философии оказываются во всех библиотеках России.
Скажите, а в чем вы «черпаете» вдохновение для философской работы?
Во всем, ведь каждое мгновение нашей жизни – это экзистенциальное событие, требующее открытости, участия и заботы. Везде необходимо предстояние перед Богом, другими людьми, истиной. Это – важнейший урок философии экзистенциализма ХХ в. (М. Хайдеггер, Г. Марсель, К. Ясперс, Ж.П. Сартр). К тому же все мои начинания по мере сил поддерживает моя семья – супруга Элеонора и сын Игорь. Мои коллеги, друзья, соратники и оппоненты по социально-гуманитарной и общественно-политической работе – все они источник общения, поддержки и творческого роста.
Есть и «дальние» друзья – философы – от античности до современности. У нас в филиале замечательная научная библиотека, есть доступ к информационным «богатствам» Российской государственной библиотеки. Поэтому, я просто не могу понять людей, которые говорят о том, что в Нижнекамске нет «почвы» для формирования серьезных научных исследований. Да, не все гладко, но «идущий осилит, а ищущий найдет».
Олег Дмитриевич, но ведь помимо библиотеки для развития науки необходимы эмпирические исследования, необходимо общение, обмен мнениями?
Совершенно с вами согласен. Поэтому мы с коллегами – профессорско-преподавательским коллективом Нижнекамского филиала ИЭУП (г. Казань) занимаемся тем, что осуществляем целый спектр эмпирических социологических, экономических, этнокультурных, социально-психологических исследований, которые находят свое воплощение в коллективных монографиях, сборниках научных статей, проведении теоретико-методологических семинаров. К данной работе привлекаются и студенты. Все их курсовые и дипломные ориентированы на решение задач и противоречий, с которыми сталкивается муниципалитет, Республика Татарстан, Российская Федерация. К тому же, в течение одного учебного года мы проводим на базе филиала, как минимум, две всероссийских научно-практических конференций, порядка десятка республиканских общественных слушаний и теоретических семинаров, свыше полусотни «круглых столов», экспертных встреч и научных презентаций муниципального уровня. И это не считая научных командировок на научные конгрессы и конференции, курсов повышения квалификации, конкурсов и олимпиад. За восемнадцать лет работы филиала многие выпускники не только получили в нем высшее образование, но и начали заниматься научной работой, защитили диссертационные работы на присвоение ученой степени кандидата наук.
Олег Дмитриевич, а современные студенты вас больше радуют или огорчают?
Однозначно радуют. Понятное дело, что приходя на первый курс, они сталкиваются с массой новых для себя моментов, связанных с учебной, научной и общественной нагрузкой. Плюс к этому возраст межличностного общения дает себя знать. В связи с этим далеко не у всех так все гладко получается. Однако, нельзя у современных студентов отнять вкус к жизни, открытость и мобильность, стремление к поиску истины и практикам личностного роста. Более того, если вовлекать студентов в научно-исследовательскую, волонтерскую и иную деятельность, то из многих вчерашних «охломонов» получаются замечательные, целеустремленные ребята, которые получив высшее образование работают на предприятиях, в государственных корпорациях, бизнес – организациях, силовых структурах и т.д. Все, кто ругает, на чем свет стоит молодежь, с одной стороны, забыли свою юность, а с другой, живут абстрактными представлениями, где на месте реального человека стоит образ «идеального пионера / комсомольца».
И в завершение нашей беседы. Олег Дмитриевич, над какой социально-философской проблемой вы работаете сейчас?
Практически весь последний год «живу» темой исторической памяти, формированием новой российской идентичности, острым столкновением в жизни современной России ценностей религиозного, социокультурного и гражданского плана. Мы сегодня все больше начинаем осознавать, что развитие российского общества должно быть без кардинальных «скачков» – революций и войн, без истерии и ненавистью к прошлому, с открытием векторов преемственности и новых горизонтов свободы, ответственности, гражданского служения.
(На фото академик, председатель Российского философского В.С. Степин
и профессор, д.ф.н, директор НИИ социальной философии О.Д. Агапов)
Алексей Пашин, студент НФ ИЭУП (г. Казань)