О том, насколько эффективно решаются сегодня конфликты между представителями различных национальностей в России и Татарстане, шла речь в КИУ им.В.Г.Тимирясова (ИЭУП) на семинаре «Методы и формы медиации межэтнических и межконфессиональных конфликтов»
О том, насколько эффективно решаются сегодня конфликты между представителями различных национальностей в России и Татарстане, шла речь в КИУ им.В.Г.Тимирясова (ИЭУП) на семинаре «Методы и формы медиации межэтнических и межконфессиональных конфликтов». Семинар объединил членов Рабочей группы по медиации межнациональных и межрелигиозных конфликтов Общественной Палаты РФ, представителей власти, профессоров и преподавателей КИУ (ИЭУП), социологов, психологов, священнослужителей. Инициатором проведения семинара выступил заместитель директора по научной и инновационной работе Нижнекамского филиала КИУ им.В.Г.Тимирясова (ИЭУП) Олег Агапов.
«Сегодня некоторые задаются вопросом – а существуют ли межэтнические конфликты вообще? Или же их можно редуцировать до других форм конфликта (экономических, межличностных, и так далее)?» - задался вопросом в начале конференции член Рабочей группы по медиации межнациональных и межрелигиозных конфликтов Общественной Палаты РФ Николай Григорьев.
По его мнению, межэтническая основа конфликтов, безусловно, существует, и рассматривать ее проблематику нужно во всей полноте. Ведь затяжной конфликт не происходит на пустом месте, это результат недопонимания людьми друг друга на основе различий в историческом, социокультурном, религиозном и других аспектах. И здесь на первый план выходит способность людей к эффективному общению: «Есть так называемая высококонтекстная форма коммуникации», - рассуждает Николай Григорьев. – Если у сторон есть понимание общности контекста, то они найдут выход из сложившейся ситуации. Иными словами, людям необходимо найти общий язык, что невозможно без уважения чужих традиций и обычаев. А бывают, наоборот, низкоконтекстные формы, когда люди общаются вербально, а контекст не имеет значения (принцип «ты – мне, я – тебе», остальное неважно). В этом случае вероятность конфликта возрастает.
Что русскому хорошо, американцу…
Впрочем, различия между двумя народами могут быть настолько велики, что общий язык найти практически невозможно. В качестве иллюстрации Николай Григорьев привел статистику на основе метода измерения культур голландского социопсихолога Герта Хофстеде. Интересны результаты сравнения культур России и США. Если, к примеру, в мышлении россиян превалирует коллективизм, то американец, напротив, ставит «я» превыше всего. Россиянин избегает неопределенности и ценит стабильность в отличие отсклонного к авантюрам жителя США. Мы склонны планировать, американцы живут здесь и сейчас. «Могут ли наши страны жить в полной гармонии и мире, имея такие различия? Вопрос риторический», - подытожил докладчик.
И все же, локальные конфликты при правильном подходе вполне решаемы. И медиаторы успешно справляются с этой задачей, выступая в спорах в качестве нейтральной третьей стороны. Но их возможности естественным образом ограничены (например, с законодательной стороны). «Проблемы нужно решать в комплексе, и поэтому так важно заручиться поддержкой государства в этих вопросах. У них свои методы, у нас свои», - говорит Николай Григорьев. В свою очередь государственные и муниципальные служащие должны в обязательном порядке обладать медиативными навыками.
Фактор стабильности республики – в ее многообразии
Профессор КИУ им.В.Г.Тимирясова (ИЭУП), заслуженный деятель науки РТ Ильдар Юсупов перевел внимание участников с проблем глобального и российского масштаба на местный уровень. Важный фактор межэтнической стабильности республики он видит в ее многообразии: когда у тебя в роду есть и русские, и татары, и чуваши, ты изначально терпимее в национальных вопросах. Есть, конечно, различия в этом отношении в зависимости от региона, принадлежности к городскому или сельскому населению, определенной возрастной группе. Скажем, люди преклонных лет, как правило, становятся менее терпимыми в национальном вопросе. Согласно опросам, они лояльно относятся к сотрудничеству с людьми другой национальности, но в личных отношениях держат с ними дистанцию, и в дом пускать не спешат.
Заместитель муфтия Татарстана Рустам хазрат Батров добавил, что современный сельский житель довольно сильно оторван от религиозных традиций своих предков: «Сегодня многие формируют свою исламскость на основе личных представлений о религии. Человек смешивает различные трактовки, толкования священных книг, что-то добавляет от себя и в итоге формирует уникальное представление о религии. Фактически, это его личный конструкт, в котором намешаны многие, в том числе и не исламские традиции». Этот новый тип верующего человека менее предсказуем и требует индивидуального подхода.
Резюмируя, Николай Григорьев описал ситуацию по России, какой он ее видит, посетив некоторые конфликтные точки: «Сегодня положение довольно спокойное. Потенциальные межэтнические конфликтные ситуации купируются еще в зародыше. Если взять недавнее столкновение на Хованском кладбище, то это в целом экономический конфликт. Ситуация ухудшится, когда в Россию вернутся некоторые представители южных республик, воюющие сейчас в Сирии. Главное в этом случае – противостоять перенесению войны в Россию».
К сожалению, в рамках одного короткого семинара не охватить всех задач, связанных с преодолением межэтнических конфликтов. Одну из таких задач озвучила проректор по непрерывному образованию КИУ им.В.Г.Тимирясова (ИЭУП) Дания Ахметова: «Краеугольным камнем в решении наших проблем является вопрос культурного воспитания подрастающего поколения, - напомнила она присутствующим. – Приведу пример из своей жизни. После Великой Отечественной войны межэтнические отношения в республике были весьма неоднозначные, случались и конфликты. Но моя бабушка всегда с глубоким уважением относилась к людям другой национальности, помогала им в то непростое время всем, чем могла. Таково было ее воспитание. И сегодня мы не должны забывать, что корень всех межэтнических споров лежит в моральных ориентирах человека, его правильном воспитании».
Участниками семинара также стали: заместитель руководителя Департамента Президента Республики Татарстан по вопросам внутренней политики, начальник Управления по взаимодействию с институтами гражданского общества Департамента Президента Республики Татарстан по вопросам внутренней политики Роман Беляков, начальник Управления по реализации национальной политики Департамента Президента Республики Татарстан по вопросам внутренней политики Данил Мустафин, член Общественной палаты Российской Федерации и Республики Татарстан, заместитель председателя правления Торгово-промышленной палаты Республики Татарстан Татьяна Забегина.