16 сентября в КИУ (ИЭУП) состоялась лекция профессора А.Г. Большакова, посвящённая «цветным революциям» и угрозам, которые они несут.
16 сентября в актовом зале КИУ (ИЭУП) состоялась лекция доктора политических наук, профессора КФУ, ответственного секретаря Экспертного совета по общественно-политическим и этноконфесиональным вопросам КФУ, заведующего кафедрой конфликтологии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ Большакова Андрея Георгиевича «Угрозы «цветных революций» для национальной безопасности России и способы противодействия им».
По словам Андрея Георгиевича, по долгу службы просматривающего множество аналитических передач на отечественном ТВ, в последнее время экспертным сообществом всё больше обсуждается тема предстоящих выборов и того, что может за ними последовать. Некоторые эксперты даже указывают на то, что основные события состоятся не 18 сентября, а уже 19 числа, на следующий день после выборов, подразумевая под этим попытку проведения «цветной революции».
Однако Андрей Георгиевич не совсем согласен с данным утверждением. По мнению профессора, ситуация внутри страны достаточно стабильная и не обнаруживает каких бы то ни было серьёзных предпосылок для возникновения недовольства и проведения акций гражданского неповиновения. В частности, в отличие от ситуации с «белоленточным протестом», Андрей Георгиевич не видит той электоральной базы, на которую могли бы опереться люди, желающие воспользоваться моментом и реализовать украинский или сирийский сценарий.
Вместе с тем, проблема «цветных революций» и сегодня не теряет своей актуальности. Как отмечает Андрей Георгиевич, частота и повторяемость революций, происходящих вокруг границ России, дают исследователям право трактовать некоторые социальные протесты как проявление сетевых технологий, используемых американскими специалистами с целью подрыва ситуации вокруг границ России, отторжения от нашей страны её старых союзников. Упомянутые сетевые технологии и именуются «цветными революциями».
Впрочем, с точки зрения классической революции, «цветная» вряд ли может считаться революцией в полном смысле этого слова. Так, многие современные «цветные» революционеры в отличие от, скажем, французских или русских революционеров прошлых столетий, зачастую не готовы переносить каких-то серьёзных лишений и воспринимают происходящее вокруг скорее как праздник, яркое событие, в котором обязан поучаствовать каждый. Этим можно объяснить тот факт, что большинство «цветных революций» не приводят к серьёзным, кардинальным изменениям в обществе. Одновременно, по словам профессора, это характеризует и саму суть «цветной революции», для которой более важна эмоционально-визуальная, нежели интеллектуальная составляющая. По этой причине многие протесты, поставленные по данному сценарию, носят яркие, привлекательные названия – «Революция роз» (Грузия), «Жасминовая революция» (Тунис), «Революция достоинства» (Украина), провалившаяся в России «Революция белых лент». Всего на территории стран бывшего СССР исследователи насчитывают около десяти примеров реализации подобного сценария.
Сам же сценарий, описанный Андреем Георгиевичем, прост, незамысловат и включает в себя мобилизацию с использованием социальных сетей людей из молодёжной и студенческой среды («твиттерная революция»), формирование единой «политической толпы», активные выступления, которые в последствие могут перерасти в мятеж или даже привести к гражданским столкновениям.
Возвращаясь к ситуации внутри России, Андрей Георгиевич ещё раз подчеркнул, что политики и общественные деятели, которые могут стать идеологами подобных сетевых протестов, сегодня не имеют широкой поддержки населения. Вместе с тем, профессор посетовал на то, что в России отсутствует единая государственная стратегия противостояния «цветным революциям», а все действия власти в данной области носят частичный и неполный характер.