В КИУ состоялась V Международная научно-практическая конференция «Преемственная система инклюзивного образования: профессиональные компетенции педагогов».
В ней приняли участие руководители и специалисты органов управления образованием, ученые российских вузов, руководители и сотрудники образовательных и общественных организаций.
КИУ является Федеральной инновационной площадкой при Министерстве образования РФ по реализации проекта «Создание и развитие преемственной системы инклюзивного образования в Республике Татарстан» и пилотной площадкой Министерства образования и науки РТ по развитию инклюзивного образования. В нашем университете была создана кафедра теоретической и инклюзивной педагогики. Открыт Центр адаптации и реабилитации «VERA», который является практической экспериментальной площадкой по внедрению технологий инклюзивного образования для детей дошкольного, школьного и профессионального образования.
С приветственным словом к участникам конференции обратилась ректор КИУ Асия Тимирясова: «По данным Всемирной организации здравоохранения, примерно 10% населения Земли – это люди с особенностями здоровья. И, к сожалению, этот показатель имеет тенденцию к росту. Несмотря на законодательное закрепление инклюзивного образования в нашей стране, пока, к сожалению, еще есть барьеры в его реализации. И главный барьер - социально-психологический. Невозможно научиться принимать инвалидов, не давая обычному человеку возможности понять и принять мир человека с особенностями. А создать это возможно лишь в едином жизненном пространстве. Инклюзивное образование – одна из немногих системных инноваций, нашедших отражение в законе об образовании, которая была инициирована снизу, родительским сообществом. Но мы должны понимать, что процесс этот должен быть очень осторожным: нельзя допускать формальной инклюзии, когда в общеобразовательную среду ребят с особенностями развития бросают без необходимой поддержки. Смысл инклюзии в том, чтобы изменить внешнюю среду таким образом, чтобы она принимала человека с его особенностями, в которой он мог бы полноценно жить и развиваться».
Обращаясь к участникам, проректор по непрерывному образованию КИУ, заведующая кафедрой теоретической и инклюзивной педагогики Дания Ахметова подчеркнула большую активность педагогического сообщества. «Для участия в конференции зарегистрировано 480 человек,- отметила проректор. - За 5 лет проведения конференции сотрудниками и профессорско-преподавательским составом вуза написано 5 монографий, 25 методических пособий для преподавателей. Нами издана двухтомная монография «Преемственная система инклюзивного образования. Проект реализуется очень активно. На сегодня сотрудниками кафедры теоретической и инклюзивной педагогики проведено 32 семинара для работников образования Республики Татарстан с охватом более 6 тысяч педагогов и руководителей дошкольных школьных и профессиональных образовательных организаций во многих регионах республики. Проведены инклюзивные игры».
Заместитель председателя Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Анастасия Исаева подчеркнула важность проведения конференции и рассказала о работе по введению федеральных стандартов по обучению детей, требующих повышенного внимания. В рамках программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы на территории республики создается безбарьерная среда, в том числе и в общеобразовательных организациях.
Депутат Государственного совета Республики Татарстан, председатель Татарстанской республиканской организации Всероссийского общества инвалидов Рифат Ганибаев: «Нашей организации очень повезло: мы имеем множество соратников, которые нам активно помогают. Наша основная цель –добиваться реализации прав и свобод инвалидов, их активной интеграции в общественную жизнь. И в этом нам помогают наши сподвижники. Я очень рад, что у нас сложились партнерские отношения с Казанским инновационным университетом».
Ярким штрихом в завершении торжественной части стало подписание соглашения между Российским государственным социальным университетом и Казанским инновационным университетом имени В.Г.Тимирясова.
В ходе двух дней конференции участники провели мастер-классы, обсудили пути развития инклюзивного образования, российский и зарубежный опыт в этой области, профессиональные компетенции педагога инклюзивной образовательной организации и другие вопросы. Кроме того, в марте запланированы инклюзивные мастер-классы в образовательных учреждениях республики.
В завершении первого дня состоялся яркий инклюзивный концерт с участием студентов КИУ и приглашенных артистов.