В течение двух дней, 12 и 13 февраля, в КИУ проходила Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Реабилитации детей с нарушениями слуха».
Даже небольшое снижение слуха у ребенка приводит к нарушению развития языка и как следствие – нарушению всех психологических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, что сказывается на развитии личности. «Это как эффект домино», - подчеркнула профессор из Санкт-Петербурга Инна Королева. Какое-либо одно изменение влечет за собой ряд других изменений, аналогично тому, как падают выстроенные в ряд косточки домино.
Реабилитация детей с проблемами слуха должна быть непрерывной – начиная с детского сада и до трудоустройства. Эта мысль была ключевой на конференции. Безусловно, отмечали участники, до создания полноценных условий для включения глухих и слабослышащих детей в социум еще далеко, однако для этого немало делается. На помощь медицине пришла сурдопедагогическая реабилитация, направленная, в частности, на компенсацию нарушений посредством других сохранных навигаторов (прежде всего зрения). «Сегодня с помощью технических средств (слуховые аппараты, кохлеарная имплантация) можно восстановить любое звено слуховой системы, - сказала профессор Королева. – И это дает ребенку возможность для нормального развития речи и в целом для общего его развития». Доктор медицинских наук Елена Савельева (Уфа) предложила методы диагностики и реабилитации детей раннего возраста при нарушении функции слуха.
"Сегодня в Татарстане кохлеарные импланты установлены у 75 детей дошкольного и у 120 детей школьного возраста", - заметила Тамара Федорова – начальник управления общего образования Министерства образования и науки РТ. - «Но из них только 17 детей обучается в общеобразовательных школах. И это очень огорчает, но вместе с тем ставит определенные задачи».
Действительно, образование – одна из главных проблем людей с нарушениями слуха. Об этом с болью говорил профессор Анатолий Кочергин - директор Казанского учебно-исследовательского и методического центра при КНИТУ-КАИ. Для обучающихся в этом центре слабослышащих людей нужны особые условия - аудитории, оборудованные звукоусиливающей аппаратурой, мультимедийными системами, и, конечно, сурдопереводчик. А вот с этим проблемы. Где найти сурдопереводчика, способного донести до слабослышащего материал со сложной технической терминологией да еще за очень скромную зарплату? Но еще большая проблема – дальнейшее трудоустройство выпускников с проблемами слуха. Далеко не каждый работодатель готов принять к себе такого сотрудника.
Проректор по непрерывному образованию КИУ, директор НИИ педагогических инноваций и инклюзивного образования профессор Дания Ахметова, рассказавшая участникам форума о большой работе, которую ведет университет в области инклюзивного образования, в частности отметила, что конференция положит начало новому направлению исследований НИИ – проблем детей с нарушениями слуха.Завершилась конференция семинаром профессора Инны Королевой. Участники получили много ценной и полезной информации, касающейся в том числе организации условий для эффективной реабилитации детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста, психолого-педагогической помощи школьникам с кохлеарными имплантами в условиях инклюзивного и специального обучения.
Организаторами конференции выступили Министерство образования и науки Республики Татарстан, Казанский инновационный университет имени В.Г.Тимирясова, Всероссийская программа поддержки и реабилитации детей с нарушениями слуха «Я слышу мир!» (Санкт-Петербург), АНО Центр помощи детям-инвалидам по слуху «ГоворУши» (Казань).
Наиля Мазитова