В рамках проекта «Межвузовское гуманитарное пространство» наш вуз вновь посетил известный ученый, доцент Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта Андрей Тесля.
На этот раз лекции Андрея Александровича, одного из крупнейших специалистов по истории социально-политической мысли 19 и 20 века, были посвящены темам национализма и либерализма.
Предваряя мероприятие, первый проректор КИУ Игорь Бикеев подчеркнул, что такие «встречи с выдающимися представителями науки и образования стали доброй традицией для нашего университета». По его словам, открытые лекции лишний раз свидетельствуют о том, что наш вуз "не остается вне проблем, которые актуальны для нашей страны».
Первая лекция Андрея Тесли была посвящена современным теориям национализма. Ученый рассказал о существующих интерпретациях этого сложного явления, затронул историю формированию наций и причины их возникновения, рассмотрел влияние внешних сил на нации.
Не менее интересной стала вторая лекция, главной темой которой стал национализм и русский либерализм в последние десятилетия 19-начала 20 века.
Хотя сейчас понятия либерализма и национализма кажутся несовместимыми, в первой трети 19 века эти два понятия были не просто связаны, а более того – именно национализм и национальная идея считались, особенно в русской либеральной мысли, наиболее прогрессивными и либеральными. Именно национализм как проявление свободы и самоопределения наций, в частности в форме национально-представительного парламента, виделся как наиболее прогрессивная форма общественного развития и форма свободы.
Начиная с середины 19 века, когда с одной стороны идею национализма подхватывают консервативные силы, а с другой стороны идеи национализма и национального строительства удачно встраивают в свою программу социалисты, либералы от идеи национализма отходят, понемногу дрейфуя в сторону «антинационализма», государственности и имперского мышления. Одновременно в среде либералов на новом витке возрождаются дискуссии западников и славянофилов. Но если раньше эти взгляды рассматривались скорее как личная позиция, то теперь они превращаются в некоторую автономную систему философских взглядов, которая позволяет оценить не только современников, но и мыслителей прошлого, и те или иные исторические события.
В дальнейшем либерализм, стараясь опираться на молодой класс буржуазии, снова всё сильнее тяготеет к национализму, в основном к русскому национализму как к системообразующему для государства. Пика эти умонастроения достигают к началу Первой мировой войны, но обрываются в связи с событиями 1917 года.
Лекции вызвали неподдельный интерес студентов, аспирантов и преподавателей КИУ и завершились дискуссией.