В КИУ с открытой лекцией выступил доцент БФУ имени И. Канта, доктор философских наук Владас Повилайтис.
КИУ продолжает укреплять партнерство с остальными российскими вузами: на этот раз в рамках научно-образовательного проекта «Межвузовское гуманитарное пространство» наш университет посетил известный ученый, историк, философ, доцент Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта Владас Повилайтис. Свою лекцию он посвятил феномену русского зарубежья 20-30 годов ХХ века.
Русское зарубежье, по словам ученого, - «уникальный и очень интересный философский прецедент». И хотя эта часть нашей истории достаточно много исследована, тем не менее об эмиграции сложилось немало ошибочных убеждений.
Так, например, лектор развеял ложные представления о русских эмигрантах, бежавших заграницу после революции 1917 года, как о чём-то целом, едином. «Люди были разобщены территориально, идеологически, церковно, отношением к Гитлеру… В миграции были люди, которые друг друга на дух не переносили: черносотенцы, монархисты, социалисты и так далее. Все те социальные проблемы, которые возникли ещё в России, наиболее остро проявились в русском зарубежье», отметил Владас Повилайтис.
Следующий миф, на котором остановился лектор, – о неустроенности русских мигрантов за рубежом. Это представление верно только отчасти. По словам ученого, «зарубежье, которое себя ищет, – это только про гуманитариев. Инженеры и естествоиспытатели как раз наоборот хорошо интегрировались в европейский контекст».
Владас Повилайтис обратил внимание на то, что при всей неустроенности жизни наблюдался всплеск гуманитарной мысли, было опубликовано много философских работ. Но он подчеркнул, что большинство изданных за рубежом трудов было написано ещё в России. Также ученый напомнил о том, что значительное влияние на развитие западной философской мысли оказали русские ученые-эмигранты, философы, такие, как Николай Бахтин, Александр Кожев и Питирим Сорокин.
Конечно, важно знать о социально-экономических условиях русского зарубежья, понимать его историческую подоплеку, но не менее важно знать, что чувствовали и думали те, кому пришлось покинуть Родину, или те, кого выслали. Владас Повилайтис достаточно подробно описал представления русских эмигрантов начала ХХ века, их духовные искания и попытки самоопределения. Он охарактеризовал их мироощущение как своеобразные «качели»: «С одной стороны, нас Россия бросила, мы должны к ней припасть, с другой стороны, мы страдаем и таким образом искупаем Россию. Либо мы - спасители России, либо мы - брошенные дети».
Лекция прошла при участии преподавателей КИУ, КФУ и КНИТУ, студентов и аспирантов нашего университета. Кроме того, мероприятие транслировалось на все филиалы КИУ, и все интересующиеся русской историей могли послушать лекцию и присоединиться к дискуссии.
По окончании лекции корреспондент КИУ побеседовал с Владасом Повилайтисом, который также является директором регионального Центра компетенций в области онлайн-обучения БФУ им. И. Канта, о научных интересах, истории и онлайн-обучении. Ниже предлагаем Вашему вниманию интервью с учёным.
- Владас, Ваша докторская диссертация посвящена философско-исторической мысли русского зарубежья 20-50 гг. XX века. С чем связан Ваш научный интерес к этой теме, к этому периоду в истории России?
- Мой научный интерес сформировался благодаря не столько самому предмету, сколько людям, с которыми я общался, личности исследователей. Мне очень повезло, я оказался знакомым с Алексеем Павловичем Козыревым, ведущим специалистом по истории русской философии. На одной из конференций я услышал, как рассказывает Алексей Павлович, и понял, что так и надо заниматься наукой. Ведь рассказывать о философии можно так, что скучно и мухи дохнут, а можно так, что сердце начинает биться сильнее. Благодаря ему я полюбил русскую философию.
- Что оказалось самым неожиданным при изучении феномена русского зарубежья?
Когда я начинал писать докторскую, я думал, что русское зарубежье существует как нечто единое. Так все говорили, эта точка зрения была принята. Поэтому я предполагал, что моя работа будет включать, к примеру, проблемы закона в русском зарубежье, проблемы прогресса и так далее. Я работал с материалом, исследовал более двадцати персонажей, и выяснилось, что общей картины нет, что там не внутреннее единство, а противоречие внутри картин мира, внутренние трагедии, конфликты, которые разворачивались в душе каждого. Единого русского зарубежья нет, есть разрывы, надломы и, следовательно, незаконченность. Я много узнал о повседневной жизни, внутренних делах, личных отношениях. Интересно узнавать, как великий дух существует в реальной жизни: ты видишь, как люди выживали, как им было трудно, но они пытались этот дух сохранить.
- Что Вы исследуете сейчас, изменились ли Ваши научные интересы?
Мои научные интересы сильно изменились три года назад и перешли в сферу онлайн-обучения. Я исхожу из того, что любая исследовательская работа подразумевает полное погружение в материал. Поскольку я сейчас перешел к созданию онлайн-курсов, я пытаюсь весь свой философский багаж перенести на онлайн-обучение. На мой взгляд, это сейчас самая свободная, живая для творчества, динамичная область в университете, наиболее творческая часть образования, направленная в будущее. Все остальное предельно регламентировано.
- Как директор Центра, Вы занимаетесь не только созданием онлайн-курсов, но и их продвижением. Что является, на Ваш взгляд, наиболее важным при продвижении науки?
Здесь важно несколько вещей. Во-первых, нужно четко понимать свою аудиторию. Любое продвижение по существу, в том числе продвижение науки, - это маркетинг. Мы должны говорить так, чтобы аудитория нас услышала. Я не идеализирую аудиторию и не считаю, что нужно идти у нее на поводу, но есть простые вещи: чтобы в нынешней ситуации быть услышанным, необходимо ориентироваться на тех, кто тебя слушает. Вот пишут, например, что молодежь глупая. Она не глупая, просто каждое поколение говорит на своем языке. Значит, чтобы тебя услышали, надо говорить адекватно. Во-вторых, очень важна личность, индивидуальность лектора. Если мы сможем показать личностей – глубоких, ярких, которые занимаются наукой, люди пойдут в науку, как это было со мной. Вообще, наука – это билет в свободу, удивительное приключение, где вы сможете делать открытия, узнавать то, чего никто не знает. Это способ за государственный счет удовлетворять свое любопытство и решать самые острые проблемы.
- Поделитесь планами дальнейшего развития регионального Центра компетенций в области онлайн-обучения БФУ?
Мы пытаемся сделать онлайн-обучение массовым, сделать его частью жизни – преподавательской и студенческой. Чтобы оно было не новшеством, а нормой жизни.
- Перед какими вызовами стоят современные социально-гуманитарные науки?
На мой взгляд, вызов один: с одной стороны, метанарративы, большие идеологические проекты уже не работают, с другой стороны, полный релятивизм, постмодернизм тоже не работает. То есть эпоха идеологий закончилась, но без идей существовать невозможно. Как совместить – главный вызов на сегодняшний день.
- Как Вы думаете, изменился ли образ ученого в массовом сознании?
Посмотрите вокруг: мы живем в мире, который благодаря науке и ученым трансформировался радикально. Наука давно интегрирована в общественно-политическую жизнь. Я убежден, что настоящий ученый всегда может быть успешным. Вопрос в дерзости, уме и желании. Быть ученым – значит существовать в едином общемировом контексте, чем бы ты ни занимался. Это круто. Но иногда наука превращается в демагогию, начетничество, переливание из пустого в порожнее. На самом деле наука – эгоистическая вещь, индивидуальная, где каждый сам за себя, там всегда была мощная конкуренция. Недостаток нашей науки в том, что ей всегда не хватало конкуренции, научной среды, сообщества. Но это все формируется, нельзя это сделать одномоментно.
Спасибо за интервью!
Марина Васильева