Дата публикации: 18 сентября 2020
В рамках проекта «Открытый класс» на базе Казанского инновационного университета прошел вебинар по теме «Будущее ребенка. Как помочь сделать выбор».
С приветственным словом выступила начальник отдела дополнительного образования детей министерства образования и науки Республики Татарстан Лилия Яруллина, подчеркнув, что многие дети в силу разных обстоятельств остаются один на один со своими проблемами, в том числе и в вопросе профессионального самоопределения. Как отметила заведующая кафедрой педагогики, психологии и андрогогики Института развития образования Кадрия Шарифзянова, более 70% школьников не имеют представления о том, чем они собираются заниматься в жизни. И всего лишь 5% определились с будущей профессией.
В своем выступлении директор Центра тестирования, профориентации и развития карьеры «ИнноПРОФ» КИУ Ирина Сахнова обозначила такие проблемы при выборе профессии, как незнание своих сильных и слабых сторон, отождествление учебного предмета и профессии, «за компанию», под давлением родителей и другие. Казанский инновационный университет в рамках сотрудничества с образовательными организациями республики предлагает серию мероприятий, направленных на профессиональное самоопределение. Так, обучающимся 7-10 классов предлагается пройти комплексное компьютерное обследование, направленное на диагностику интересов, способностей и личностных качеств по программе «Профориентатор 6.0». Проводится психологическое тестирование, беседа с профконсультантом, которые помогут учащимся сориентироваться в мире профессий, выбрать профильное обучение, школу, колледж, вуз, определить направление дальнейшего развития и спланировать подготовку к поступлению в вуз.
Психолог, основатель психологического интернет-портала Аттитюд.рф Павел Блюмин предложил ответить на пять вопросов, которые помогут в выборе вектора своей будущей специальности. Что Вам интересно? Что Вы уже умеете делать и что Вы отлично делаете? Насколько Ваши умения или интересная Вам деятельность может помогать другим людям? Существуют ли такая профессия, которая соответствует Вашим интересам и умениям? Устраивает ли Вас перспектива работы в данной сфере? После того, как Вы ответите на эти вопросы, Павел Семенович предлагает определить 2-3 профессии, которые наиболее интересны Вам.
Об опыте профориентационной работы рассказала педагог-психолог республиканской специальной общеобразовательной школы им. Н.А. Галлямова Людмила Крючкова и представила слушателям проект «Из подмастерья в мастеровые», направленный на предпрофильную подготовку воспитанников школы по шести специальностям, а также изучение себя для личной профориентации. «Предпрофессиональная подготовка аккумулирует опыт человечества, становится позитивной постинтернатной средой и выступает сильным средством воспитания подрастающего поколения, - рассказывает Людмила Владимировна. - Развитие мотиваций к познанию и осознанному выбору способствуют снижению рецидивных проявлений и профилактике девиантных форм поведения».
В ходе вебинара с докладами также выступили директор Центра развития профессионального образования ИРО РТ Эльвира Митрофанова («Проблемы эффективности профессиональной ориентации обучающихся в системе «общее образование - среднее профессиональное образование - производство»), профконсультант департамента стратегического развития внешних связей КГЭУ, эксперт-наставник Университета Талантов, эксперт НТИ, Академии наставников Сколково Лилия Орлова («Как помочь подростку делать выбор самостоятельно и осознанно»), методист-психолог центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Росток», к.псих.н., доцент Елена Цагарелли («Типичные ошибки старшеклассников при выборе профессии»). В завершении встречи эксперты ответили на вопросы зрителей.