В рамках года психологии в ИЭУП 26 марта вот уже в четвертый раз состоялась ежегодная конференция, посвященная подведению итогов Конкурса научных работ по психологии среди школьников г.Казани.
Начало недели на психологическом факультете ознаменовалось большим событием. В рамках года психологии в ИЭУП 26 марта вот уже в четвертый раз состоялась ежегодная конференция, посвященная подведению итогов Конкурса научных работ по психологии среди школьников г.Казани. Патронируют данный конкурс Академия наук РТ и психологический факультет ИЭУП. Задача конкурса – активизировать исследовательскую активность школьников в области изучения психологических явлений, повысить интерес к психологии в целом, раскрыть таланты и способности старшеклассников в сфере научных изысканий и публичных выступлений. Важнейшей целью конкурса является укрепление делового и научного сотрудничества между школами и ИЭУП.
Конкурс проходил в два этапа. Первый тур (с января по март) заключался в представлении и последующей оценке оргкомитетом печатного варианта научной работы. Второй этап – итоговая конференция конкурса, где участники, успешно прошедшие первый тур, изложили результаты научных исследований, ответили на каверзные вопросы компетентного жюри, которое, кстати сказать, было очень представительским. Так, членами жюри выступили д.психол.н., профессор ИЭУП И.М. Юсупов, к. хим.н, доцент КФУ, одновременно являющийся студентом психологического факультета ИЭУП К.К. Газизов, к.психол.н., доцент кафедры общей психологии ИЭУП М.Н. Шевцов, ст.преподаватель кафедры психологии развития и психофизиологии, заместитель декана по учебной и воспитательной работе С.Ю. Старовойтова, магистр психологии, ассистент кафедры психологии труда и предпринимательства А.А. Кабирова. Организатор конкурса, к.психол.н., доцент кафедры психологии труда и предпринимательства Т.А. Трифонова, открывая итоговую конференцию, отметила: «Поскольку героиня древнегреческого мифа, Психея, ставшая прообразом психологии – это олицетворение обретшей бессмертие души, то и исследование всего, что, так или иначе, связано с душой, внутренним миром человека имеет особый смысл».
В итоговой конференции приняли участие 6 учащихся казанских школ 8-10 классов. По предварительной жеребьевке участники по очереди презентовали результаты научных исследований. Тематика работ касалась актуальных, даже острых, проблем в области эмоциональных нарушений, страхов, стрессов у подростков, психологического сопровождения ЕГЭ. Интерес вызвали и иные темы, например, работа ученицы школы № 42 Саженовой Анастасии, в которой сравнивался досуг современных тинейджеров и времяпрепровождение подростков 90-х годов XX века.
Стоит отметить, что уровень работ был достойный, содержал в обязательном порядке эмпирическую часть, что свидетельствовало не только о теоретическом анализе психологических проблем старшеклассниками, но и о практическом постижении изучаемых ими явлений. Так ребята для проверки своих гипотез применяли наблюдение, анкетирование, тестирование, даже эксперимент. Одна из лауреатов конкурса Буянская Дарья проводила в своей школе тренинговые занятия, направленные на психологическую подготовку старшеклассников к ЕГЭ. Результаты исследований представлялись участниками аналогично «взрослой» научно-практической конференции.
А.А. Кабирова, комментируя одну из работ, подчеркнула, что в этом году несколько изменился вектор научной проблематики конкурса. Прежде среди старшеклассников были популярными темы, касающиеся агрессивности подростков и зависимости от компьютерных игр и Интернет. В этом году возрос интерес юных исследователей к различным эмоциональным нарушениям, страхам у подростков, преимущественно связанным с предстоящим ЕГЭ и ГИА.
Что и неудивительно. При подведении результатов итоговой конференции жюри обнаружило, что участники набрали почти равное количество баллов. Призовые места распределись с разницей всего в одну десятую долю. Дипломантом первой степени стала восьмиклассница гимназии № 139 Романова Дарья с исследованием на тему «Анализ эмоциональных проявлений у учащихся гимназии № 139 во время уроков». Второе место заняла ученица школы № 127 Карпова Евгения за научную работу на тему «Влияние мультфильмов на младших школьников». В работе доказывалось неоднозначное влияние западных мультфильмов на развитие ценностных ориентаций детей. Диплом третьей степени вручили ученице гимназии № 75 Буянской Дарье за научное экспериментальное исследование «Психологическое сопровождение ЕГЭ», в котором звучал практически призыв к обязательной психологической подготовке школьников к ГИА и ЕГЭ, начиная с 5 класса. Лауреатам подарили книги по психологии, написанные преподавателями психологического факультета ИЭУП. Остальные участники были отмечены сертификатами и награждены сувенирной продукцией с корпоративной символикой ИЭУП.
При подведении итогов конкурса замечательные слова в адрес юных психологов-исследователей сказали профессор И.М.Юсупов и доцент К.К. Газизов. Маститые ученые отметили хороший уровень конкурсных исследовательских работ, обозначили трудность, сложность и одновременно тонкость и глубину психологических исследований, выразили общую радость от продемонстрированного потенциала и высокой заинтересованности старшеклассников проблемами теоретической и практической психологии. Профессор И.М. Юсупов заметил, что обладание психологическим знанием в нашем обществе воспринимается с почетом и некоторым страхом: «Психологов нередко боятся за их глубокое знание человеческой сущности. И быть психологом – это означает нести особую ответственность».
Декан факультета, доцент О.В. Григорьева, завершая конкурс, также отметила актуальность научных исследований, проведенных школьниками, провела параллель с научными изысканиями, характерными для студентов нашего психологического факультета, рассказала обо всех возможностях теоретической и практической подготовки, существующей на факультете: социально-психологической службе, научно-исследовательской лаборатории, психологическом центре «Eventus».
Перефразируя слова Л. А. Арцимович, можно сказать, что «Школьник (студент) – это не сосуд, который надо заполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь». И, по мнению участников и организаторов, конкурс выполнил именно эту сложную миссию.