Дата публикации: 2 июля 2024
Полина Александровна Нечаева — доцент кафедры управления Казанского инновационного университета имени В. Г. Тимирясова и представитель педагогической династии, которая насчитывает 161 год. В интервью она рассказывает о своей семье, о том какие ценности были переданы ей от предыдущих поколений. Мы также поговорили о вызовах, с которыми сталкиваются преподаватели, и о том, что делает эту профессию особенной.
—Расскажите, пожалуйста, как начиналась Ваша династия?
— Наша династия ведет начало от двоюродного прадедушки по линии матери, Михайлова Петра Васильевича, который работал учителем русского языка и литературы в Ленинграде с 1928 по 1941 год. К сожалению, он погиб на войне, но его знания и опыт передались дальше.
Моя бабушка по отцу, Шутова Августина Владиславовна, в течение 47 лет была учителем русского языка и литературы. Последнее место её работы — школа № 10 Набережных Челнов.
Двоюродная бабушка по линии матери, Перелыгина Тамара Николаевна, до 1978 года работала учителем начальных классов, а затем стала преподавать биологию, ботанику и домоводство. Её педагогический стаж 42 года.
Столько же лет отдала преподаванию моя мама, Шутова Любовь Александровна - старший преподаватель кафедры машиностроения Набережночелнинского института КФУ. По ее следам вузовским преподавателем стала и я, и уже 17 лет продолжаю эту традицию.
— Какие методы обучения были в Вашей семье?
— С детства мама, бабушка Августина и двоюродная бабушка (Тамара Николаевна) обучали меня русскому языку, литературе, математике и развивали мои творческие способности. От них я унаследовала любовь к обучению, чтению, любознательность, интерес к экспериментам, трудолюбие, ответственность. Это привело меня сначала в науку, а потом уже в преподавательскую деятельность. Больше всего мне нравилось изучать новое и применять это в жизни.
Методы обучения у всех были разными, это способствовало тому, что в своей деятельности я вижу нестандартные подходы решения задач и именно их продолжаю развивать и использовать.
— Какие уникальные особенности или методы преподавания есть в Вашей семье, которые отличают её от других семей?
— Наша семья отличается нестандартными подходами к преподаванию. Мы используем игропрактики, проводим обязательные тематические экскурсии для обучающихся, практикуем обучение в виде диалога, изучаем и применяем новые методики, обучаем через ситуации в реальной жизни. Эти подходы помогают нам вовлекать студентов в учебный процесс и делать его более интересным и продуктивным.
— Какие уроки/ценности были переданы Вам от предыдущих поколений преподавателей?
— Доведение любого дела до конца, не останавливаться на достигнутом, обучаться всегда у профессионалов, искать индивидуальный подход к каждому обучающемуся, даже если их тысяча, и это работает. Эти ценности и принципы стали основой моей преподавательской деятельности.
— Каким Вы видите будущее Вашей династии преподавателей?
— По линии мужа все родственники – врачи, и в данный момент времени наши дети больше интересуются медициной, чем наукой, научными исследованиями, чем преподавательской деятельностью, поэтому пока очень сложно прогнозировать.
— Для Вас важно, чтобы Вашу педагогическую династию продолжали Ваши дети, внуки? Если да, то почему?
— Я бы хотела, чтобы дети или внуки занимались наукой, эта сфера интересна всегда, а новые открытия могут помочь людям, особенно в медицине. Я верю, что наука и образование – это важные сферы деятельности, которые могут изменить мир к лучшему.
— С какими вызовами Вы сталкиваетесь как преподаватель, будучи частью династии? И с какими вызовами сталкивались Ваши предки?
— Как преподаватель я сталкиваюсь с проблемами мотивации студентов. Современное поколение можно зажечь на новые свершения, причём достаточно быстро, но их желания продолжать хватает ненадолго, сложно побуждать их доводить начатое до конца. Мои родные сталкивались с проблемами огромного количества внеурочной работы. Я помню, что бабушка, отработав весь день, могла просидеть ночь и закончить проверять тетради в 5 утра, что, конечно же, отражалось на её семье.
— Какие достижения в образовании Вы считаете самыми значимыми?
— Новые открытия и изобретения, которые помогают людям, делают их жизнь более простой, облегчают им жизнь, высвобождая время на решение более важных задач.
— Какие достижения Ваших предков-преподавателей Вы считаете самыми значимыми?
— Бабушка Августина была лучшим учителем-языковедом в Набережных Челнах, почетным работником школы. Я до сих пор получаю письма по электронной почте от ее бывших учеников со словами благодарности. Это до слез приятно и ценно для меня. Некоторые сотрудники КИУ, например, профессор Дырин Сергей Петрович, были знакомы с моей бабушкой лично. Горжусь достижениями моей мамы, так как она выбрала очень сложную, на мой взгляд, сферу - обработку металлов давлением. Она уникальный специалист в этой области, каких почти нет, читает дисциплины, названия которых не все могут выговорить.
— Как Вы отмечаете День учителя?
— Мы всегда поздравляем друг друга с самого утра. Если удаётся быть вместе, то собираемся за праздничным ужином. Этот день для нас особенный, ведь он посвящён людям, которые играют важную роль в жизни каждого человека.
— Какие советы Вы бы дали Вашим близким, которые хотят следовать вашему пути?
— Терпения в преодолении целей, не сдаваться, даже если очень устали, скорее всего, до победы осталось совсем чуть-чуть, учиться только у профессионалов своего дела, много читать хорошей литературы и общаться с умными людьми.
— И последний вопрос. Что бы Вы посоветовали молодым преподавателям, которые только начинают свой путь?
— Выбирая профессию преподавателя, необходимо понимать, что это сложный путь, но очень интересный. Молодым преподавателям я могла бы посоветовать, помимо своей основной специальности, изучать еще и психологию. Важно не сдаваться, когда всё идёт не так, как хотелось бы, особенно в науке. Быть в меру строгим, потому что дисциплина — это 50 % успешного обучения.
— Полина Александровна, благодарю Вас за интересную беседу. Ваша преданность профессии и стремление к развитию образования вдохновляют.