Дата публикации: 10 марта 2025
В КИУ имени В.Г. Тимирясова начал свою работу масштабный Международный форум «Преемственная система инклюзивного образования: актуальные проблемы науки и практики». В этом году он посвящен 30-летию Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова. Форум, проходящий при поддержке Министерства образования и науки Республики Татарстан, Министерства по делам молодежи Республики Татарстан, Общественной палаты Республики Татарстан, Управления образования Исполнительного комитета г. Казани и Управления здравоохранения г. Казани Министерства здравоохранения Республики Татарстан, объединил ведущих экспертов и практиков в области инклюзивного образования. Форум, стартовавший 11 марта, обещает стать важным шагом в развитии инклюзивного образования и обмене опытом между специалистами из разных стран.
Организационный комитет форума возглавили сопредседатели: министр образования и науки Республики Татарстан Ильсур Хадиуллин, ректор КИУ, заместитель председателя Общественной палаты Республики Татарстан, председатель Общественного совета при Министерстве образования и науки Республики Татарстан, руководитель Татарстанского отделения Российского общества «Знание», заслуженный экономист Республики Татарстан Асия Тимирясова. Заместителем сопредседателя оргкомитета и председателем программного комитета выступила проректор по непрерывному образованию КИУ, директор НИИ педагогических инноваций и инклюзивного образования, д.п.н., профессор, заслуженный учитель Республики Татарстан, заслуженный деятель науки Республики Татарстан, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени М.И. Махмутова Дания Ахметова.
Дания Загриевна, как главный организатор, подчеркнула, что форум посвящен раскрытию феномена инклюзии, определению подходов к работе с детьми с особыми потребностями, формированию компетенций педагогов и организации социокультурной инклюзии.
Проректор отметила, что форум объединяет не только педагогов и руководителей образовательных организаций, но и ведущих ученых России.
«Нынешний форум – особый по масштабу» - подчеркнула проректор. В этом году форум привлек около 1700 участников только очно. Они представляют практически все регионы России, от Дальнего Востока до Крыма.
Проректор отметила широкий спектр обсуждаемых вопросов, включая организацию досуга детей, летние инклюзивные лагеря, работу советников по воспитанию, адаптацию мигрантов, а также обучение, воспитание и реабилитацию участников СВО и их детей.
Дания Ахметова выразила уверенность, что совместные усилия всех участников форума будут способствовать созданию гуманного общества равных возможностей, где каждый имеет право на образование, досуг и счастливую жизнь.
Нынешний форум продлится четыре дня, а стартовал он с пленарного заседания, на котором свои приветствия озвучили представители власти, руководители образовательных организаций, педагоги и студенты. .
В своем приветственном слове ректор КИУ Асия Тимирясова отметила, что тематика Международного форума динамично меняется, отражая последние исследования в области инклюзивного образования. При этом форум традиционно объединяет всех, кто неравнодушен к судьбе подрастающего поколения: педагогов, представителей НКО, родителей, студентов и школьников.
«В этом году форум собрал рекордное количество участников – более 2 тысяч человек, что свидетельствует о его известности и востребованности» - отметила ректор. «КИУ является признанным центром фундаментальных и прикладных исследований в сфере инклюзивных педагогических технологий. За 14 лет существования кафедры теоретической и инклюзивной педагогики и НИИ педагогических инноваций и инклюзивного образования проделана колоссальная работа по научно-методическому обеспечению образовательного процесса в инклюзивном формате» - сказала ректор. Результатом этого стало создание признанной научной школы под руководством Дании Ахметовой.
В своей речи ректор подчеркнула, что многие образовательные организации республики получили реальную научно-методическую помощь в решении проблем воспитания и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Такой масштаб форума был бы невозможен без поддержки министерства образования и науки Республики Татарстан, Министерства по делам молодёжи Республики Татарстан и управления образования Казани.
Ректор особо отметила уникальность сотрудничества негосударственных университетов с органами власти в Республике Татарстан – такое сотрудничество невероятно ценно и во многом уникально.
Начальник Управления общего образования Министерства образования и науки Республики Татарстан Татьяна Алексеева рассказала о мерах, предпринимаемых в Республике Татарстан для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. В республике действуют службы ранней помощи. федеральный проект «Детский сад - маршруты развития», расширяется масштаб консультационной помощи родителям. Татьяна Алексеева отметила, что в рамках Нацпроекта «Образование» ежегодно выделяются средства на поддержку образования обучающихся с ОВЗ.
Масштабный форум ежегодно привлекает иностранных гостей, участвующих как очно, так и заочно. С приветственной речью в актовом зале КИУ выступила профессор Центрального университета «Марта Абреу» Мендез Йорет Дарлен (Куба), отметившая значимость форума и готовность к взаимодействию с коллегами из России ради совместного решения проблем в сфере инклюзивной педагогики.
Коллеги из Республики Беларусь также порадовали участием на форуме. Директор Института инклюзивного образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», д.п.н., профессор Вера Хитрюк отметила в онлайн-обращении, что поиск новых путей в инклюзии остается главным приоритетом. В фокусе внимания – инклюзивные процессы на всех уровнях образования. «И, конечно, семья, как основа формирования традиционных ценностей, всегда будет в центре нашего внимания» - подчеркнула Вера Хитрюк.
Заместитель начальника Управления образования г. Казани Ильмира Уразова поделилась опытом города в выстраивании эффективной системы инклюзивного образования.
В своем выступлении Ильмира Мансуровна особо подчеркнула, что развитие инклюзии является одним из приоритетных направлений работы, заданным руководством города, в частности, мэром Казани Ильсуром Метшиным. Этот акцент на инклюзивном образовании на высоком уровне позволяет создать благоприятную среду для реализации инновационных проектов и обеспечения равных возможностей для всех детей, независимо от их особенностей развития.
Вслед за приветственной часть стартовала I пленарная сессия «Актуальные научно-практические проблемы развития инклюзивного образования в России». Отметим, что каждый доклад был встречен с энтузиазмом. Студенты и педагоги почерпнули много важной и актуальной информации из первых рук.
В своем докладе профессор Дания Ахметова провела анализ современных тенденций и ключевых направлений в научных исследованиях, посвященных инклюзивному образованию, как в России, так и за рубежом. Она выделила наиболее актуальные вопросы, требующие дальнейшего изучения и практической реализации, а также представила обзор инновационных подходов и методик, разработанных учеными для обеспечения эффективной интеграции детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс. Среди авторов, чьи работы касаются обучения и адаптации лиц – участников СВО, она отметила следующих: И.Г. Морозова, Е.А. Кукуев, А.Г. Караяни, Т.А. Кононову и других.
О состоянии инклюзивного образования в России и деятельности Федерального научно-методического центра по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования рассказала Директор Федерального центра по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования Московского государственного психолого-педагогического университета Светлана Алехина. Спикер подчеркнула, что наличие равных возможностей для всех сегодня является не «прихотью», а необходимостью в соответствии с законодательством страны. Светлана Алехина поделилась полезными ресурсами, такими как портал Федерального центра инклбзивного образования и Альманахом всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России».
Руководитель Центра развития инклюзивного образования Российской академии образования Светлана Лазуренко подчеркнула важность комплексного подхода к поддержке семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями, и необходимость создания благоприятной среды для их полноценной интеграции в общество.
Директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра Московского государственного психолого-педагогического университета Артур Хаустов представил доклад о современных тенденциях и методических ресурсах в сопровождении обучающихся с РАС в России. Он рассказал о новых подходах к диагностике и коррекции РАС, а также о создании специальных образовательных программ, учитывающих индивидуальные потребности каждого ребенка. К сожалению, количество детей с РАС неуклонно растет, именно поэтому тема является важной и требует согласованного подхода в изучении.
Руководитель Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Наталья Булдакова поделилась опытом сопровождения развития инклюзивного высшего образования с использованием потенциала РУМЦ. Она рассказала о создании доступной образовательной среды в вузах, разработке адаптированных образовательных программ и организации поддержки студентов с инвалидностью.
Генеральный директор ГАОУ Республики Марий Эл «Лицей Бауманский» Григорий Пейсахович представил доклад о школе оздоровления и погружения в мир искусства, демонстрируя инклюзивный подход в образовании. Бауманский лицей известен на всю страну. Григорий Пейсахович рассказал о создании уникальной образовательной среды, где дети с разными образовательными потребностями могут развивать свои таланты и способности через искусство и творчество.
Заместитель министра здравоохранения РТ Владимир Филатов совместно с руководителем регионального отделения Лиги преподавателей высшей школы Маргаритой Филатовой-Сафроновой представили доклад об актуальных вопросах формирования экосистемы поддержки женщин в условиях социокультурной инклюзии. Эксперты подчеркнули важность создания комплексной системы поддержки женщин, находящихся в состоянии репродуктивного выбора, и необходимость междисциплинарного подхода к решению этой задачи. Владимир Филатов подчеркнул, что повышение рождаемости и снижение смертности является на данный момент приоритетом. По его словам Владимира Филатова, в Татарстане выстроена многоуровневая система поддержки женщин, которая включает медицинскую, психологическую и социальную помощь. Маргарита Филатова-Сафронова коснулась необходимости репродуктивного просвещения в школах, отметив, что, согласно опросам, представители многих учебных заведений, к сожалению, не осознают важность вопроса и даже считают его несущественным. Сами учащиеся, напротив, считают важным просвещение в этой области.
Директор Всероссийского детского центра «Алые паруса» Елена Саенко поделилась опытом организации инклюзивного детского отдыха. В своем докладе она представила междисциплинарный подход к созданию доступной и комфортной среды для всех детей, независимо от их особенностей. Особое внимание было уделено методикам интеграции детей с различными потребностями в общую программу отдыха и развития.
Президент АНО «Белая трость» Олег Колпащиков представил уникальный доклад о феномене ЭКСТРАБИЛИТИ, раскрывающий новый взгляд на возможности людей с инвалидностью. В своем выступлении он подчеркнул важность переосмысления роли человека с инвалидностью в современном обществе и необходимость развития их уникальных способностей и талантов. «Мы должны перестать воспринимать инвалидность как ограничение и начать видеть в ней потенциал для развития особых способностей». Двери для таких людей должны быть открыты в любую сферу, - отметил спикер.
Представленные доклады вызвали живой интерес участников форума и стали основой для плодотворной дискуссии о путях развития инклюзивного общества. Эксперты сошлись во мнении, что только комплексный подход и междисциплинарное взаимодействие могут обеспечить успешную реализацию инклюзивных практик во всех сферах жизни общества.
Результаты работы первого и последующих дней форума будут использованы для дальнейшего развития системы инклюзивного образования в России и обеспечения равных возможностей для всех детей.