Date of publication: 7 February 2020
КИУ провел научно-методический семинар для учителей начальных классов на тему «Дислексия и дисграфия: причины, формы, проявления и методы коррекции».
В последние годы возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Проблема нарушений письма (дисграфия) и чтения (дислексия) – одна из самых актуальных в школьном обучении. Понимая высокую актуальность и значимость данной проблемы, специалисты нашего университета и детского центра «Адриана» при поддержке Министерства образования и науки Республики Татарстан подготовили ряд семинаров, призванных познакомить учителей начальной школы с технологиями выявления и преодоления дислексии и дисграфии, которые, по мнению ученых и практикующих педагогов, признаны одной из основных причин школьной неуспеваемости.
На семинаре, прошедшем 6 февраля, обсуждались вопросы, связанные с видами дислексии и дисграфии, выявлением (диагностикой) специфических ошибок, их преодолением, а также нормативно-правовым обеспечением образовательного процесса таких детей. С приветственными словами к участникам мероприятия обратились ректор КИУ Асия Тимирясова, заместитель министра образования и науки Алсу Асадуллина и проректор по непрерывному образованию КИУ, профессор и модератор семинара Дания Ахметова. Организаторы подчеркнули просветительскую цель мероприятия: так, по словам Асии Витальевны, «недавно проведенное в России исследование Ассоциации родителей и детей с дислексией и независимого исследовательского агентства MAGRAM Market Research выявило, что 61% опрошенных ничего не знает о проблеме дислексии».
О видах нарушения чтения и его характерных особенностях рассказала врач-психотерапевт, ассистент кафедры психиатрии и судебно-психиатрической экспертизы КГМА Ильсия Валиуллина. Эксперт подчеркнула, что важна своевременная диагностика, которая позволит вовремя начать коррекцию, более эффективную в дошкольном и младшем школьном возрасте. На конкретных способах диагностики и методах преодоления дислексии и дисграфии подробно остановился директор Центра психолого-педагогической коррекции детей с РАС, дислексией и другими речевыми нарушениями КИУ Артем Игнатьев. Он привел в пример различные упражнения, как, например: «Найди слова», «Найди лишнюю букву», «Анаграмма», «Поларбуза», способствующие преодолению некоторых видов дислексии и дисграфии. Наибольший интерес у участников вызвал разработанный в Голландии специальный шрифт для детей с дислексией, который использует в своей работе Артем Игнатьев.
Своевременная помощь ребенку с дислексией и создание особых образовательных условий помогает избежать сложностей в обучении, а также психологических травм в коллективе, где плохую успеваемость привычно связывают с ленью и халатностью, а не с особенностями работы мозга.
Специальные условия обучения для детей с дислексией и их образовательные права подробно осветила в своем выступлении д.п.н., профессор кафедры теоретической и инклюзивной педагогики КИУ Татьяна Челнокова. В частности, она обратила внимание педагогов на то, что по российскому законодательству дети с дислексией имеют право на дополнительное время на контрольных работах и могут сдавать облегченный вариант итоговой аттестации за 9 и 11 класс. Кроме того, дети с дислексией и дисграфией имеют право на пять часов занятий с логопедом и психологом в неделю.
По окончании семинара учителя поделились своими проблемами и задали вопросы экспертам.
О своих впечатлениях от проведенного семинара рассказали учителя начальных классов:
Елена Абдуллина, учитель начальных классов школы № 140:
Семинар очень полезный, дети сейчас такие в школе есть, и иногда не знаешь, как им помочь. Элементарно дисграфию можно спутать с неуспеваемостью по русскому языку, такие же ошибки. Благодаря семинару учитель сможет разграничить эти понятия и понять, где ученики, которые не хотят учиться, а где дети с определенными нарушениями. Хотелось бы ещё курсы, на которых можно было бы обучиться целенаправленно работать с детьми с дислексией и дисграфией. Я понимаю, что у меня в классе такие дети есть, хотя и официальный диагноз не стоит. До семинара я была знакома только с дисграфией, теперь понимаю, что у меня в классе есть дети с дислексией и дискалькулией (неспособность к изучению арифметики). Буду работать с родителями, чтобы по возможности, пока есть время, и ребенку не исполнилось 12 лет, исправить эту проблему.
Эндже Гатауллина, учитель начальных классов гимназии №14:
У меня сейчас первый класс, стаж работы – 5 лет. Семинар мне понравился, очень интересная тема, действительно, встречаются дети с такими проблемами. Рассказали об очень интересных и понятных методиках, теперь я смогу выявить учеников с дислексией. У меня в классе есть такие дети, которые пропускают гласные в словах, это первые признаки, что у ребенка есть какие-то отклонения. Самое главное – как работать с родителями, как найти к ним подход, чтобы они отнеслись с пониманием к проблеме.