В ходе международного форума «Наука. Образование. Рынок труда», проходящего в эти дни на виртуальной площадке интеллектуального делового пространства «100% Татарстан», состоялась дискуссионная площадка «Семейное воспитание и традиционное школьное обучение с точки зрения социализации ребенка». Ректор КИУ Асия Тимирясова выступила в роли эксперта панельной дискуссии.
Ключевой темой встречи стало обсуждение вопросов семейного обучения, то есть получения образования вне школы. В дискуссии также приняли участие Наталья Реснянская, к.пед.н., директор частных сетей дошкольных учреждений «Центр Егоза», член Общественной палаты Республики Татарстан, член Общественного совета при Министерстве образования и науки РТ, Наталья Фролова, председатель Республиканского совета родителей при министерстве образования и науки РТ, Ольга Константинова, руководитель городского методического объединения по направлению «Семьеведение», зам.директора по воспитательной работе лицей № 146.
Отвечая на вопрос о том, насколько традиционное школьное образование сильнее с точки зрения социализации ребенка, Асия Витальевна отметила, что «школа – это не только обучение, это еще воспитание и социализация ребенка. В школе ребенок не просто получает образование, он проходит мини-макет будущей взрослой жизни. В различных ситуациях он учится взаимодействовать и коммуницировать с людьми, решать конфликтные и спорные ситуации».
Во время дискуссии эксперты обсудили международный опыт обучение вне школы. По словам ректора КИУ, с семейным образованием на Западе все не так просто и либерально. Например, в Германии и в Швеции семейное образование запрещено. В таких странах, как США, Канада, Испания, Франция, Великобритания, семейное образование не получило такого широкого распространения. Это связано с тем, что к каждому ребенку прикреплен инспектор, который может прийти и проверить качество его подготовки. И если ребенок не проходит два контрольных среза, то он возвращается в традиционную школу. Кроме того, у родителей тоже могут последствия, вплоть до лишения родительских прав. Поэтому на Западе к вопросу перехода на семейное образование относятся строже.
Еще один вопрос, который прозвучал на встрече – «Важно ли учитывать позицию ребенка в решении перехода на семейное образование?». Эксперты сошлись во мнение, что слушать ребенка надо, но итоговое решение должен принимать родитель. Важно видеть причину, почему ребенок не хочет идти в школу, и совместными усилиями решить проблему.
В ходе беседы Ольга Николаевна отметила, что семейное образование – это не путь в один конец. Если ребенок переходит на обучение на дому и у него что-то не получается, школа с радостью примет его обратно в свой коллектив.
Завершая дискуссию, Наталья Леонидовна напомнила слушателям, что у каждого родителя есть выбор – получать школьное или семейное образование. Но выбирая ту или иную форму обучения, очень важно, чтобы это решение было осознанным и принималось с учетом интересов ребенка.