15 декабря в лицее №177 ярко прошла вторая Международная олимпиада «Социокультурная инклюзия» и молодежные инклюзивные игры, организованные КИУ имени В.Г.Тимирясова на базе Ново-Савиновского района Казани.
Почему инклюзия одинаково важна для всех
Еще до начала мероприятия в фойе лицея №177 можно было наблюдать счастливые лица всех возрастов: школьники, студенты, пожилые и совсем еще юные люди стали в этот день одним большим дружным коллективом, и каждый знал, что здесь к нему отнесутся с уважением. Ведь инклюзия – это включение человека в общество, помощь в его адаптации и всестороннем развитии. Именно с этой целью и проводилась Международная олимпиада «Социокультурная инклюзия» и молодежные инклюзивные игры. Название полностью отражает цель мероприятия: «Инклюзия должна быть включена политику, культуру и повседневную практику, - говорит проректор по непрерывному образованию, зав.кафедрой теоретической и инклюзивной педагогики Казанского инновационного университета имени В.Г.Тимирясова Дания Ахметова. – И, надо сказать, сегодня в нашей стране много делается для того, чтобы люди с разными физическими и умственными способностями обладали равными правами и возможностями. И это полезно не только для людей с ограничениями по здоровью, но для общества в целом. Ведь таким образом мы учимся быть терпимыми, преодолеваем сегрегацию, лучше понимаем окружающих, становимся менее эгоистичными. Мы учимся жить в дружном мире, который хотели бы построить для своих детей».
Сегодня в России многое делается для построения такого мира, и отрадно, что немалый вклад в эту работу вносит Казанский инновационный университет имени В.Г.Тимирясова, являющийся пилотной площадкой Министерства образования и науки Республики Татарстан по внедрению инклюзивного образования в деятельность образования в деятельность образовательных организаций, а также федеральной инновационной площадкой по созданию и развитию преемственной системы инклюзивного образования. Международная олимпиада является частью масштабного проекта «Создание и развитие преемственной системы инклюзивного образования», который в течение шести лет реализует кафедра теоретической и инклюзивной педагогики на базе Ново-Савиновского и Авиастроительного районов Казани. Он включает в себя разработку концептуальных положений преемственной системы инклюзивного образования по кластерному принципу, разработку программ повышения квалификации и переподготовки педагогов для инклюзивного образования, издание тематической литературы, проведение мероприятий в школах и вузах республики. Вот так из инициативы кафедры теоретической и инклюзивной педагогики КИУ (ИЭУП) на глазах рождается комплексная система инклюзивного образования в Республике Татарстан. «Уверена, что, объединив усилия, мы сможем расширить географию общества добра, равенства, создать равные условия для всех членов общества, - отмечает Дания Ахметова.
«Вместе мы - сила!»
Проекты, подобные нынешней Олимпиаде – это шаги на пути к созданию такого общества. Международная олимпиада проводится уже второй год. С уверенностью можно сказать, что для людей с ограниченными возможностями это большой праздник, ведь здесь у них появляется шанс проявить себя. «Каждый человек прекрасен по-своему, у каждого есть свои уникальные таланты, - комментирует Дания Ахметова. – Но для того, чтобы раскрыться, необходимы благоприятные условия, человек должен чувствовать, что его понимают и принимают таким, какой он есть. Международная олимпиада – и это мнение, я думаю, разделяют все ее участники – дает шанс раскрыть то, что порой от скромности или неуверенности в своих силах человек прячет за семью печатями. И когда он «расправляет крылья», то становится счастливее. А не это ли, в конечном счете, является целью всех наших усилий?»
«Вместе мы – сила!» - лозунг Олимпиады и Молодежных инклюзивных игр идеально описывает настрой ее участников на протяжении всего мероприятия. И, несмотря на то, что длилось оно с утра и до самого вечера, никто из опрошенных нами ребят не выглядел уставшим. Напротив, к концу дня в их глазах читалась легкая грусть оттого, что все заканчивается и желание возвратиться вновь через год.
Но вернемся к началу мероприятия. Гостей участников Олимпиады поприветствовали следующие члены Оргкомитета: проректор по непрерывному образованию, зав.кафедрой теоретической и инклюзивной педагогики Казанского инновационного университета имени В.Г.Тимирясова Дания Ахметова, депутат Госсовета Татарстан, председатель Татарской республиканской организации Всероссийского общества инвалидов Рифат Ганибаев, начальник МУ отдела образования «Управление образования Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани по Ново-Савиновскому и Авиастроительному районам Галина Латышева, декан психологического факультета Казанского инновационного университета имени В.Г.Тимирясова Ольга Григорьева, старший преподаватель кафедры теоретической и инклюзивной педагогики Казанского инновационного университета Вера Горынина, руководитель АНО «Белая трость» Олег Колпащиков. Дания Ахметова также поприветствовала участников от лица ректора КИУ имени В.Г.Тимирясова (ИЭУП) Асии Тимирясовой и профессорско-преподавательского состава вуза.
Разнообразие и оригинальность конкурсов впечатляет. К примеру, на конкурсе «Ромашка» участники должны были провести воображаемую экскурсию по городу для человека с нарушениями здоровья. Ребята не растерялись и придумали увлекательные маршруты, а также оригинальные идеи вроде «благомобиля» (с пандусом и всеми удобствами) и экскурсионных приложений для телефона. Не менее интересными оказались задания, в которых нужно было угадать известных людей с нарушениями здоровья и тематические фильмы.
После обеда участники активно включились в молодежные инклюзивные игры. И, как на настоящей олимпиаде, ребята соревновались в большом количестве дисциплин: «Попади в корзину», «Эстафета с завязанными глазами», «Сбей кегли», «Дартс», «Собери теремок» и многих других.
По завершении олимпиады, бодрые и веселые, участники отправились на церемонию закрытия. Для КИУ результаты олимпиады оказались более чем удачными: команда группы 25-51 одержала победу на защите проектов, а команда «Надежда» заняла первое место в Интеллектуальном конкурсе.
Что ж, можно с уверенностью говорить, что вторая Международная олимпиада «Социокультурная инклюзия» и молодежные инклюзивные игры стали одним из самых ярких событий предновогодней поры. Впереди – новые проекты и мероприятия, призванные создать в республике полноценную систему инклюзивного образования.