О том, почему экомузей стал уникальным туристическим проектом Пулы и что ждёт российский туризм в ближайшем будущем, рассказал в своем интервью замдекана по науке факультета СТиТПОП Кирилл Глобов.
- Кирилл Сергеевич, Вы недавно вернулись из Университета города Пулы, где в рамках программы академической мобильности гранта Erasmus + читали курс лекций для магистрантов. Я знаю, что первую лекцию Вы начали со слов о том, что ненавидите туристов…
- Да…Моя лекция началась с фразы из сериала «Молодой папа», где в первой серии главный герой в исполнении Джуда Лоу стоит напротив статуи в базилике в Ватикане, которую специально закрыли для посещения туристов, и говорит коллеге: «Я ненавижу туристов!» На вопрос «Почему?» он отвечает: «Потому что они всегда проходят мимо». Это большая проблема современного туризма: мы едем куда-то, не всегда понятно зачем, чтобы просто поставить check-in, но не фокусируемся на этой красоте. Туристы просто толпой проходят мимо. Помню по себе: в старших классах я ездил в Эрмитаж, я долго стоял у картин Рембрандта, Леонардо да Винчи, «Черного квадрата» Малевича. Общий «хайп», хотя слова «хайп» тогда не было, как феномен всегда присутствовал. Рембрандт, Да Винчи и Малевич – толпы там, остальные залы туристы в большинстве проходят мимо. Это проблема, которую мы пытаемся понять, как ее можно решить. Или, например, все едут в Париж, потому что это Париж, там надо побывать. Как сказал один из жителей Барселоны, с которым мы общались во время программы обучения CDO (Chief Data Officer): «Я люблю Барселону, потому что это Барселона». В действительности турист приезжает, создает толпу, смотрит главные достопримечательности, но большого впечатления не получает и вклад в территорию не несет. Мы подходим к тому, что нужно фильтровать туристские потоки, а это уже вопрос позиционирования и маркетинга.
- Ваш курс лекций тоже был посвящен туристическому маркетингу?
- Да, главной темой лекций, которую в рамках гранта выбрали хорватские студенты, стал destination marketing, то есть маркетинг туристских территорий и проблема overtourism («избыточного туризма»). Мы обсуждали, как с помощью средств маркетинга можно решать эту проблему. Сейчас с этим сталкиваются крупнейшие туристические центры, особенно это заметно по Венеции и Барселоне, где местное население выходит на улицы, выступая против большого наплыва туристов. Современная практика показывает, что запретами проблемы не решить, потому что мы не можем лишить человека его основного права - права на свободу перемещений. Поэтому нужно думать, как оптимизировать большие потоки туристов, как уводить из туристических центров и показывать новые точки, как по-новому позиционировать территорию, чтобы фильтровать целевую аудиторию и получать тех туристов, которые подходят территории с учетом ее специфики.
- А в Хорватии существует такая проблема - избытка туристов?
- Да, и об этом мы разговаривали в том числе с местными жителями. В период высокого сезона – летом - туристов очень много (около 2 миллионов на 60.000 жителей), поскольку это пляжное направление. Летом магазины и рестораны работают по максимуму, а на зимний сезон закрываются. Огромный поток туристов означает и рост цен, которые повышаются везде, в том числе в пригородах.
Для Москвы, Петербурга, Казани избыточный туризм - пока достаточно отдаленная перспектива, но она перед нами уже «маячит». Например, в Казань основной поток тоже идет в летний период. Более того, он концентрируется на «туристической артерии» – от Старо-Татарской Слободы до Кремля через Баумана. Большинство туристов и вся инфраструктура - там. Поток не очень качественный, много экскурсантов с небольшим количеством денег, под них подстраивается инфраструктура, рассчитанная на «низкобюджетного» туриста: это уличные сувениры низкого качества, шумовая реклама, аттракционы. Если погуглить «Дом Великана», то вы найдете аналогичные «музеи» в каждом черноморском городе России и многих других городах. Все они выглядят одинаково. Проблема есть, но пока в меньших масштабах. Для Пулы это более существенная проблема.
- Какие решения проблемы Вы видите и есть ли какие-то «профилактические меры»?
- Мы составляли программу развития Казани до 2021 года, где пытались заложить основы для предупреждения этой проблемы. В чем заключается предупреждение? Нужно создавать новые центры, точки притяжения, куда туристы могут поехать. Я имею в виду внутри самой Казани и близлежащих населенных пунктах, все, что входит в понятие Казанской агломерации – это, прежде всего, Лаишевский и Верхнеуслонский районы. Это одно из возможных решений проблемы, оно стало основой проекта, над которым сейчас работают наши студенты в Хорватии. Проект направлен на создание специального сервиса, IT- продукта, который включает в себя небольшие привлекательные туристические точки, удаленные от туристического центра. На недавно прошедшей в КИУ конференции «Казанские научные чтения» наши студенты дистанционно презентовали свою работу, я являюсь их научным руководителем.
- А какие решения проблемы избыточного туризма видит хорватская сторона, студенты Университета Пулы?
- Я не заметил каких-то серьезных решений с их стороны, хотя эта проблема достаточно остро стоит перед ними.
Полуостров Истрия (Адриатическое побережье Хорватии) переполнен достопримечательностями. Я посетил много интересных объектов на полуострове, все расположено достаточно близко, в часе езды от Пулы. Но комплексной программы помимо пляжного отдыха нет. Хотя Пула – город с древнеримским и венецианским прошлым. Здесь сохранился амфитеатр, практически идентичный римскому Колизею, на каждом шагу римские постройки… Множество объектов на коротком расстоянии друг от друга – настоящая проблема для Пулы. Тем не менее город позиционируется как пляжное место с интересной гастрономией, поскольку это массовое туристическое направление.
По дороге в город Воднян, что в 20 минутах езды от Пулы, можно заехать на развалины древнего поселения бронзового века, сохранившиеся на холме с прекрасным видом на море. Это абсолютно неблагоустроенная территория, потому что она является лишь одним из сотен объектов. В Водняне находится уникальный экомузей, который не только показывает, как жили люди на протяжении последних 100-150 лет в этом регионе, но и воспроизводит утраченные ремесленные техники. К этому экологическому музею примыкает общеобразовательная школа, на территории школы находятся поля, где растут оливковые и фруктовые деревья, виноградники, овощи, размещены загоны для скота и домашней птицы. Школьники вместе с сотрудниками музея занимаются выращиванием органическим способом сельхозпродукции, которая дальше используется для приготовления традиционных блюд региона. Блюда готовят по традиционным рецептам с использованием ручной техники и ручного труда, как 100-150 лет назад. Затем приготовленные блюда накрывают на столе в музее, и туристы участвуют в дегустационном сете. Это потрясающее впечатление, один из главных инсайтов, которые я оттуда взял. У нас, в Татарстане, тоже мощный акцент на национальную кулинарию, это одна из ключевых тем для нашего вуза, и то, что сейчас на базе КИУ планируют создать кафедру национальной кулинарии имени Юнуса Ахметзянова, говорит о понимании тенденций развития туризма, в частности гастрономического.
- А что стало инсайтом для хорватских студентов в Ваших лекциях?
- Так как студенты обучаются на направлении «Мотивация и поведение в туризме», то они, прежде всего, интересовались особенностями поведения российских туристов.
Например, мы обсуждали, почему Турция для россиян является главным туристическим направлением, почему по итогам этого года она получит порядка семи миллионов туристов из России. Студенты почти сразу назвали верный ответ: система all inclusive. Всё включено. Да, Турция – это та территория, которая понимает, что нужно российскому туристу от такого типа отдыха.
Но мы пытались понять и спросить, а нужны ли им в Хорватии такие туристы, которые не потребляют культурно-исторические продукты, а только живут и отдыхают на территории отеля. Мы обсуждали, почему другие страны не стремятся к введению системы «всё включено», хотя Таиланд, насколько я знаю, этот вопрос обсуждает, чтобы увеличить поток из России. Некоторые студенты рассказали о своем опыте коммуникации с российскими туристами. Речь шла о том, что такого типа туриста им не хочется.
- Это уже второй грант Erasmus +, который КИУ выиграл вместе с хорватским Университетом Пулы имени Юрия Добриллы. Какие новые совместные проекты уже реализованы в рамках этого гранта?
- Мы провели две совместные конференции, три студентки КИУ проходят сейчас обучение в Хорватии по направлению «Туризм». Кроме того, вместе с Университетом города Пулы мы опубликовали научно-исследовательскую монографию «Новые вызовы в развитии туризма». Она посвящена теме destination management – управлению территориями как туристическими направлениями и продвижению стран и городов. Я выступил в качестве научного редактора и автора одной из глав. Также автором одной из глав монографии является Оксана Артеменко, доцент кафедры гостиничного и туристического бизнеса (ГТБ). Рецензентами выступили старший преподаватель кафедры иностранных языков и перевода Руслан Курочкин и доцент кафедры ГТБ Илюся Абдуллина.
И, как Вы уже сказали, в рамках гранта прошли мои лекции для студентов магистерской программы факультета экономики и туризма. Это магистранты первого года обучения по направлению «Мотивация и поведение в туризме».
- Как в дальнейшем планируется развивать сотрудничество с Университетом Пулы?
В следующем году грант заканчивается, у нас запланировано ещё одно посещение Университета Пулы, где мы обсудим варианты дальнейшего сотрудничества и подачу заявок на новые совместные проекты.
- Спасибо за интервью и дальнейших успешных проектов в сфере туризма!