11 марта учителя и логопеды Казани обсудили нарушение навыков чтения и письма на научно-методическом семинаре, соорганизатором которого выступил наш университет.
О том, насколько остро стоит проблема ранней диагностики и коррекции дислексии и дисграфии, можно было судить не только по полному залу, но и по живому интересу участников к выступлениям экспертов, их активному участию и дискуссии.
Мероприятие было организовано Министерством науки и образования Республики Татарстан, Казанским инновационным университетом имени В.Г. Тимирясова и детским центром «Адриана» Спа-комплекса Luciano.
С приветственными словами к участникам семинара обратились ректор КИУ Асия Тимирясова и начальник отдела общего образования и итоговой аттестации обучающихся Министерства образования и науки Республики Татарстан Татьяна Иванова. Они обозначили, как обстоит обучение детей с дислексией в Казани, и какая им оказывается психолого-педагогическая помощь.
В качестве экспертов выступили опытные логопеды, преподаватели и представители профильных ведомств. Каждый из спикеров посвятил свой доклад определенному аспекту проблемы. Так, врач-психотерапевт, ассистент кафедры психиатрии и судебно-психиатрической экспертизы КГМУ, к.м.н. Ильсия Валиуллина рассказала о том, что такое «дислексия» и «дисграфия», назвала причины и факторы возникновения нарушений и представила алгоритм оказания помощи. «Если мы поможем ребенку, то сможем оградить его от больших психологических проблем: низкой самооценки, трудностей с адаптацией, трудностей межличностных отношений. Многое зависит от вас, уважаемые педагоги. Ваше отношение к ребенку формирует и запускает отношение к нему сверстников. Поэтому хотелось бы попросить вас работать с такими ребятишками аккуратно», - обратилась к участникам семинара Ильсия Масхутовна.
Директор Центра психолого-педагогической коррекции детей с РАС, дислексией и другими речевыми нарушениями КИУ, учитель-логопед Артем Игнатьев привел в пример конкретные методы преодоления дислексии и дисграфии, а также способы их диагностики. Артем Евгеньевич обратил внимание на то, что выявлением данных нарушений должны заниматься специалисты – логопеды и нейропсихологи, но и учителя начальной школы также могут самостоятельно определить, есть ли у ребенка специфические нарушения письменной речи, например с помощью методики А.Н. Корнева. Артем Игнатьев ещё раз подчеркнул, что «дислексия – это не болезнь, а особенность восприятия ребенком информации».
Об образовательных правах учеников с дислексией и дисграфией в России и других странах рассказала д.п.н., профессор КИУ Татьяна Челнокова. Она также привела несколько интересных упражнений, направленных на межполушарное взаимодействие.
Большой интерес вызвало выступление руководителя Республиканской психолого-медико-педагогической консультации Натальи Ермолаевой. Как работает психолого-педагогическая комиссия, что необходимо для оформления заявки на диагностику, что нужно для получения специальных образовательных условий и специальных условий сдачи ГВЭ. ГИА-9 и ГИА-11 – Эти и другие вопросы были освещены в её презентации.
Участники семинара поделились своими впечатлениями:
Фарида Сахаповна, детский сад № 61 Ново-Савиновского района:
Семинар мне понравился. Я – логопед в детском саду, и у нас обучение грамоте вместе с постановкой звука находятся на первом месте. Нарушение речи и письма тесно связаны. У нас в садике такие дети есть, они не выговаривают некоторые звуки, а раз не говорю, значит, не пишу. Благодаря семинару у меня в голове всё стало «укладываться по полочкам», я поняла, где ещё нужно дорабатывать. Игры по профилактике дислексии и дисграфии мне понравились, я их взяла для себя. Ведь дисграфия – это то, чего нам, дошкольным логопедам, важно не допустить, иначе вместо «ваза» будет «важа».
Косарева Лия Анатольевна, детский сад № 275 Ново-Савиновского района:
Очень хороший семинар, очень важно, что пригласили представителя Республиканской ПМПК, потому что этот вопрос между районной и городской ПМПК всё время «зиял». Для меня важно присутствие ПМПК: во-первых, они разъяснили, как вести себя в «махровых» случаях дислексии и дисграфии, во-вторых, теперь я знаю, где занимаются этим конкретно, куда можно обращаться. И то, что можно с кем-то работать. Ко мне обращаются ученики с невероятным количеством нарушений. Там, где мы можем что-то сделать, это одно. Но бедная администрация школы бессильна, нет никаких путей решения проблемы. Логопеды есть не в каждой школе, поэтому я выступаю за организацию логопедических кабинетов при школах. Учителя не умеют этим заниматься, они работают с нормой. Любое отклонение – это дело логопеда, дефектолога. Другой вопрос - как «вывести» ребенка на норму, дать ему возможность выйти на норму к началу обучения, если мы говорим про садики. Методы преодоления дислексии и дисграфии, о которых говорили на семинаре, мне знакомы, мы ими тоже пользуемся. Было очень приятно, что мы увидели на семинаре тех, кто занимается этим делом системно, что это не разрозненные, а большие и взаимосвязанные организации.