Дата публикации: 2 октября 2024
Недавно стартовал второй год преподавания курса «Основы российской государственности». Этот курс призван сформировать у студентов понимание сложных социальных процессов, происходящих в стране и мире. Профессора Казанского инновационного университета Игорь Бикеев и Олег Агапов оценили первые результаты, а также ответили, насколько актуальна трансляция ценностей в рамках учебного процесса и какие, на их взгляд, возможности и риски связаны с преподаванием курса.
Первый проректор, проректор по научной работе КИУ, доктор юридических наук, профессор Игорь Бикеев отметил, что любому человеку нужно понимание происходящих в стране и мире, зачастую очень непростых, социальных процессов.
«Курс «Основы российской государственности» такое понимание формирует. Студенты, его изучившие, лучше знают историю и разбираются в причинах творившегося раньше и творящегося теперь. Самое главное, что эта дисциплина позволяет осознать, что россияне – это особое сообщество людей, связанных между собой общими интересами, духовными ценностями и традициями. Что мы большая и очень интересная богатством разнообразия, но при этом сплоченная семья», - говорит он.
Также Игорь Бикеев считает, что курс «Основы российской государственности» играет важную роль в формировании личности.
«Люди в рутине обыденной жизни не всегда задумываются о смысле своей жизни. Курс «Основы российской государственности» дает возможность познать самих себя, что очень важно в современном мире, который вступил в период турбулентности. А это, в свою очередь, дает внутреннюю опору, которая позволяет человеку идти вперед, развиваться и созидать», - уверен Бикеев.
Советник ректора по стратегическим инициативам, профессор КИУ Олег Агапов напомнил, что дисциплина «Основы российской государственности» появилась в спектре социально-гуманитарных наук высшей школы относительно недавно, а именно с 1 сентября 2023 года.
«Данный курс изначально возник как транс- и междисциплинарный проект, отвечающий на экзистенциальные и социально-исторические вызовы современности, стоящие перед российской гражданской политической нацией в XXI в. Идея подобной вузовской дисциплины «витала» давно, еще в нач. ХХ в. великий ученый, государственный и общественный деятель Д.И. Менделеев говорил о необходимости «россиеведения», об интегральной дисциплине, позволяющей осознать феноменологию России, ее уникальность, образ и стиль жизнь, ее место и роль в развитии человеческого рода», - рассказал он.
Также Олег Агапов оценил, насколько актуально, на его взгляд, трансляция ценностей в рамках учебного процесса в рамках высшей школы.
«Изучение курса «Основ российской государственности» предлагает каждому из нас стать диадохом/преемником/наследником. Бытие каждого из нас соткано из множества наследований как осознанных, так и неосознанных, желаемых и не очень, представленных полновесно или по крупицам. Несмотря на то, что прошлое уже стало и мы не можем изменить или отменить ткань событий, оно выступает для нас как поле идентичности, как область, которую мы должны знать и определенным образом заботиться о ней. Современная политическая элита России – научная, военная, административная, творческая – должна осознавать, что цивилизационная идентичность России – это не только предмет оживленной академической дискуссии, а жесткая геополитическая, экономическая и социокультурная необходимость, связанная с обретением гуманитарного суверенитета, способного выступить основанием для интегративного, единого по цели и множественного по формам гражданского служения», - ответил профессор.
Говоря про возможности и риски, связанные с преподаванием курса, Агапов уточнил, что курс «Основы российской государственности» предлагает рассматривать историю России как чрезвычайно драматический и трагический процесс, в ходе которого формируется формула устойчивости и созидания, позволяющая осуществлять «русские синтезы» (по А.С. Панарину, С.С. Хоружему), создавать большой цивилизационный стиль России, позволяющий преодолеть вызовы неоязыческих и неонацистских экстремистских идеологий.
«Курс «Основы российской государственности» - на наш взгляд способствует духовной мобилизации российского общества и формированию устойчивого интереса к социально-гуманитарному мышлению, способного воодушевить к гражданским инициативам, в области противодействия «культуры отмены» России, просвещенной политики памяти. Убежден, что каждое поколение должно выполнить свою работу по формированию исторического сознания, свой труд по рефлексии, оценке, преемственности, творчеству, ответственности в истории. Более того, каждое поколение создает свои практики памяти. Для поколений 2000-х – это общественные движения «Бессмертный полк», «Волонтеры Победы», поисковые отряды, военно-исторические клубы, ролевые сообщества, создание мультимедиа-парков (ВДНХ «Россия – моя история» или «Россия – моя страна»)», - сказал Агапов.
Еще советник ректора по стратегическим инициативам добавил, что мы должны осознать: прежней советской модели памяти уже не будет и насильно реанимировать ее нет необходимости, но его необходимо исследовать, знать, достойное ревитализировать.
«Скепсис старших советских поколений в отношении младших российских (1990 г.р.) не обоснован реалиями нашей новейшей историко-политической жизни (две чеченские компании, операция «принуждения к миру» 2008 г., Олимпиада 2014, СВО в Сирии и на Украине). Гражданское служение, способность к самопожертвованию, солидарность – это наша социальная реальность. Другой вопрос, что в условиях открытого социума гражданскому строительству рядоположены и феномены аморализма, социальной деградации и девиации. Делая ставку на институты гражданского общества, мы должны осознавать, что и практики памяти в нем будут существенно отличаться от советского общества. Прежде всего тем, что это практики разделенной друг с другом исторической памяти сограждан. Историческая память apriori интерсубъектна, интерактивна, множественно-альтернативна, проблемная и публичная», - резюмировал Агапов.