Учитывая актуальность проблемы, на базе Института экономики, управления и права (г.Казань) 22-23 апреля был проведен международный учебно-практический импульс-семинар «Методы лечебно-коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии ЦНС», который состоялся в рамках подписания соглашения о международном сотрудничестве.
«Движение может заменить лекарство, но ни одно лекарство не заменит движения»
Ж.Тассо
«Программа «РУКА – МОЗГ» – это первый и, очевидно, необходимый этап в общей программе коррекции развития ребенка с диагнозом ДЦП. В любом возрасте и при любой форме ДЦП необходимо добиваться как можно более уверенной опоры ребенка на вытянутые руки. Разгибание головы и опора на руки противодействуют последствиям внутриутробной позы и превалированию тонуса сгибательно-приводящих мышц. Таким образом, опора на руки в условиях нормы является естественным средством выравнивания мышечного тонуса. В данном случае, сама природа подсказывает нам пути сближения с линией обычного развития».
А.Смолянинов
Существующие на сегодняшний день способы лечения и коррекции детей больных ДЦП устарели и не дают желаемого эффекта. Медики, педагоги и психологи озабочены поиском новых более эффективных подходов к коррекции нарушений в развитии центральной нервной системы. Учитывая актуальность проблемы, на базе ИЭУП 22-23 апреля был проведен международный учебно-практический импульс-семинар «Методы лечебно-коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии ЦНС», который состоялся в рамках подписания соглашения о международном сотрудничестве.
Семинар был организован Институтом экономики, управления и права (г.Казань) в сотрудничестве с австрийским институтом содействия интеллектуальному развитию (RBS Privatinstitut zur Foerderung der intelletuellen Entwicklung) и Европейской психонейропедагогической лабораторией EPSYNEL факультета педагогики Университета им. Я.А. Коменского в Братиславе (Comenius University).
Университет Коменского в Братиславе является старейшим и крупнейшим вузом Словакии, входит в знаменитую на весь мир систему Европейского высшего образования Утрехскую сеть. Австрийский институт содействия интеллектуальному развитию создан по инициативе наших соотечественников доктора Сибгатуллиной И.Ф. и доцентом Рябовым О.Р. (они также принимали участие в работе семинара).
Словацкий университет представляли декан педагогического факультета профессор Алиция Ванчова и профессор Анатолий Григорьевич Смолянинов. А. Смолянинов – автор признанных в международной практике методов психофизической коррекции нарушений развития детского организма. А. Ванчова имеет более чем 20-летний опыт научной деятельности в области образования и коррекционной работы.
В рамках семинара была представлена авторская программа нейро-психо-педагогической коррекции развития детей с органическими поражениями центральной нервной системы. Профессор А. Ванчова выступила с лекцией, в которой рассказала о сути программы. Были даны теоретические обоснования и практические рекомендации по эффективному решению специфических проблем, стоящих перед специалистами-практиками, занимающимися воспитанием мелкой моторики, а также коррекцией речи у детей с диагнозом ДЦП.
Как сказала профессор А. Ванчова, «РУКА-МОЗГ» – это международная программа, которая представляет инновационный подход к вопросам помощи больным детям.
Доктор А. Смолянинов познакомил участников семинара с новым современным методом в комплексной коррекции развития детей с органическими поражениями головного мозга (ДЦП) «Нейродинамическое моделирование движения (НМД)». «Наша программа называется «нейро-психо-педагогической», то есть, в ней участвуют специалисты различных направлений и, поскольку мы находимся на поле специальной педагогики, то, конечно, здесь будет акцент на педагоге, на педагогические, инклюзивные программы», – сказал профессор А.Г. Смолянинов.
Само по себе название программы: «Рука – мозг» говорит о том, что основные усилия в этой программе сосредоточены преимущественно на приемах, улучшающих функциональность верхних конечностей ребенка. В ходе встречи Анатолий Григорьевич Смолянинов привел пример органичного сочетания логопедической работы и нейрокинезитерапии. Специальные приемы эффективно стимулируют работу дыхательных мышц, прежде всего,— диафрагмы, что является необходимым фоном для успешного освоения речи. Лечение по методу доктора Смолянинова приводит к следующим положительным изменениям: коррекции тонуса мышц, осанки, увеличению объема движений, исчезновению контрактур.
В ходе семинара словацкие ученые рассказали о лечебно-коррекционном феномене общения с дельфинами, о методах иппотерапии и мануальной коррекции, познакомили с новыми книгами по лечению ДЦП, продемонстрировали интересный авторский фильм.
Практическая часть семинара (второй день) проходила в формате мастер-класса. Анатолий Григорьевич демонстрировал комплексы упражнений, которые разработаны в рамках программы «РУКА-МОЗГ». Доктор подчеркнул, что работать нужно много, выполняя некоторые упражнение на финальном этапе до 3 000 раз в день, потому что «движение может заменить лекарство, но ни одно лекарство не заменит движения» (Ж.Тассо). По словам самого профессора, «львиная доля работы – это ежедневные занятия родителей со своим ребенком». Но они того стоят! Об этом говорят результаты и достижения воплощения метода «Рука-мозг» в жизнь.
Ученые из Словакии провели практические консультации для родителей по применению метода НМД, со всеми интересующимися обсудили варианты сотрудничества с Европейской психо-нейро-педагогической лабораторией EPSYNEL. Все участники этого семинара имели возможность получить консультацию у приглашенных специалистов и задать вопросы.
Семинар и последующий за ним мастер-класс объединил врачей, представителей реабилитационных центров, дефектологов, педагогов, психологов и ученых Татарстана и Поволжья. По окончанию семинара его участники единогласно выразили благодарность гостям за интересную и, несомненно, полезную встречу, а также надежду на подобные встречи в дальнейшем.
В ходе официальной встречи гости из Словакии рассказали о своем вузе, об учебных программах и системе обучения, познакомили с разработанной ими авторской программой.
Итогом этой встречи стало подписание трехстороннего договора между Институтом экономики, управления и права (г.Казань), Австрийским институтом содействия интеллектуальному развитию и Университетом им. Я.А. Коменского в Братиславе о взаимном научном, образовательном и культурном сотрудничестве.
После семинара директор школы № 15 г. Альметьевска Елена Николаевна Чекрыжова емко заметила: «То, что ИЭУП смог организовать такой семинар и сотрудничает со специалистами такого уровня – очень здорово, и, конечно, дает надежду на то, что все специалисты в этой области будут иметь возможность и впредь встречаться и делиться опытом. Проблема эффективной коррекции органических нарушений развития центральной нервной системы настолько многоаспектная, что требует участия очень многих специалистов и то, что ИЭУП создает возможность нам видеться друг с другом (вспомним ежегодные конференции, посвященные инклюзивной педагогике), обсуждать проблему, находить какие-то решения, это, безусловно, способствует развитию данного направления.
Стоит отметить, что ИЭУП успешно сотрудничает с известными зарубежными вузами. Это позволяет использовать международный опыт в развитии науки и образования, постоянно расширять программы студенческого и педагогического обмена, направления научных и научно-практических изысканий.
Ольга Григорьева,
декан психологического факультета